Значение религии. Сказано при освящении Николаевского собора в г. Эривани. 1904 г.

Значение религии. Сказано при освящении Николаевского собора в г. Эривани. 1904 г.

Всякого, кто слушает слова мои и исполняет их, уподоблю его мужу благоразумному, который построил дом свой на камне.И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7:24–25).

Как замутилась жизнь в наше время! Как редки стали ныне люди, особенно в среде нашего образованного общества, представителей которого мы сейчас и видим пред собою, – как редки люди цельные, положительные, с ясною душевною жизнью, с твердыми убеждениями, не потерявшие под собою духовной почвы, не выбитые из душевного равновесия сомнениями, колебаниями!

Блажен, кто дом души своей построит на камне: он устоит против напора враждебных стихий мира! Его душа не пойдет на убыль, не сведется к страшной роковой пустоте, как это мы видим у многих духовно-дряблых сынов нашего века, сделавшихся «лишними» людьми, так метко и скорбно изображаемыми в нашей литературе.

Чувствовали ли вы когда-нибудь жгучую тоску по этому блаженству? Испытывали ли вы, после бесконечных колебаний духа, когда ум наш бросался от одного мировоззрения к другому, после целого ряда горьких опытов и уверений в нашей слабости, в нашем полном бессилии избавиться от ошибок и заблуждений, после самых осязательных доказательств того, что истина, открываемая только умом человека, относительна, что от ошибок не застрахованы самые выдающиеся мудрецы, что вы подавлены и совершенно не можете разобраться в массе противоречивых и друг друга уничтожающих фактов и мнений? Испытывали ли вы захватывающую все существо наше, жгучую, как мучительная жажда, потребность узнать, наконец, истину твердую, ясную, определенную, всегда себе равную, вечную и неизменную? О, я убежден, что слова мои в эти минуты находят живой отклик в ваших душах, братие, что все мы в духовном возрастании переживали это смятение души, и готовы были не раз с воплем крепким взывать евангельским словом: верую, Господи, помози моему неверию!

Если же так, то вам, конечно, близки, и дороги, и понятны приведенные мною сейчас слова Спасителя о муже благоразумном, построившем дом свой на камне, на камне веры и послушания, – любовного, детского, безраздельного и всецелого послушания словам Христовым, т.е.святой нашей религии.

Уместно остановиться нам размышлением над этим предметом в нынешний день открытого торжества нашей религии, в день нашего исповедания христианского, которое так ярко и видимо проявляется в построении и освящении этого храма108.

Да, воистину, религия – это самое дорогое сокровище человека, его царственный венец в мире, его самая крепкая и надежная опора в жизни. Может быть, мы, каждый в отдельности, не всегда достаточно ясно сознаем эту истину, зато сознается она и громко исповедуется целыми народами, всем человечеством, которое с тех пор, как помнит себя, постоянно и неизменно, с удивительною напряженностью неудержимо стремилось к Богу, служило Ему, строило храмы, воздвигало алтари, приносило жертвы, посвящало Ему все лучшее, искало общения и единения с Ним.

Пока мы живем малосознательной жизнью, не всматриваясь хорошенько во все окружающее, не подмечая связи и не постигая смысла происходящих в мире и человечестве событий и явлений; пока наш ограниченный ум не остановился в ясно сознанной немощи пред каким-либо неразрешимым вопросом мысли или жизни, пред делом, превосходящим наши силы; пока удовлетворяют нас мелкие интересы и привязанности: до тех пор значение религии не может представляться человеку в надлежащей ясности в полноте. Но кончится, мелькнет, как сон, наша молодость, пройдут дни беспечности, и жизнь обступит нас со всех сторон и понесет бурными и мутными волнами.Здесь мы переиспытаем самые разнообразные положения в семье и в обществе, – в богатстве и бедности, в славе или неизвестности; здесь переиспытаем горе и радости, увлечения и разочарования, обаяние успеха, тяжесть неудачи, горечь несправедливости, возвышения и падения, – всю бесконечную смену душевных чувств, настроений и движений.Здесь, говоря образным языком святого евангелия, пойдет над нами дождь, и разольются реки, и подуют ветры и устремятся на дом души нашей.Придется вскрыть смысл окружающего, не довольствуясь внешнею, поверхностною и малосознательной жизнью.

И бывают случаи, – более или менее у каждого человека, – когда рушится обычный ровный порядок жизни, когда внешние и самые дорогие привязанности разрываются и гибнут, когда смерть заглянет в душу и повеет в ней холодом могилы, когда утрачиваются и теряют цену привычные радости... Жизнь посылает человеку тяжелые испытания, вводит его в такие трудные столкновения, представляет ему такие сложные задачи, пред которыми человек явно чувствует всю недостаточность своего ума и полную слабость своих сил.

Но чем умнее, чем талантливее человек, чем сильнее и возвышеннее по душе, тем больше он сознает эту слабость свою, тем ближе к смирению.

Только безнадежная ограниченность может питаться всю жизнь горделивым самодовольством.

И вот тогда-то чувствуется потребность и необходимость глубже войти в душу и в ее сокровенных глубинах поискать крепкой опоры для мысли и жизни, для сердца и воли, – той опоры, в которой доселе как будто не представлялось особой нужды. И счастье человеку, если он найдет тогда в душе эту опору, свет и руководство во святой религии: она указывает ему путь к Божеству, дает ему правильное отношение к разнообразным явлениям жизни, вознося его выше всего земного, и не оставляя человека одиноким в мире; она в своих отрадных обетованиях и твердых нравственных началах дает смысл и горю и радости, и жизни и смерти. У такого счастливца, – а им может быть всякий верующий, – бури не разметают по частями волны жизни не снесут дома его, основанного на камне.Естествоиспытатели говорят, что как бы ни волновалось, как бы ни бушевало море на поверхности, если оно глубоко, то в своих внутренних, сокровенных недрах, внизу, на глубине, в своих основах оно всегда мирно и спокойно.Это образ души, имеющей опору во святой религии.Нет этой опоры и глубины – и душу мелкую ветры жизни, как жалкую лужу, сразу взволнуют и всколеблют до самого дна, до последней капли, а холод всю ее обратит в сплошную мертвую и неподвижную льдину.В такой душе, в конце концов, окажется все пусто, шатко и смутно, холодно и беспросветно, без веры; тогда самая жизнь теряет смысл и цену и становится страшною, неразрешимою загадкой, тяжелым бременем, невыносимою карою и бессмысленным проклятием судьбы.

Впрочем, да не подумает кто, что религия нужна человеку только для случаев скорби и испытания... Здесь она только заметнее для наблюдающего взора и ощутительнее для человека среднего духовного уровня, мало вдумчивого и не глубоко чувствующего.Людям более глубоким и вдумчивым ясно видно, что религией, законом веры его просветляется и устрояется вся жизнь человека, возвышаясь на степень жизни существа разумного, богоподобного, созданного для высших и вечных целей.И всякое дело человека получает больше значение, когда оно совершается не из-за личных только побуждений и временных целей, а ради Бога, ближних и вечности.И всякая радость жизни чувствуется и переживается полнее и живее и осмысленнее, когда человек принимает ее, не как случайную ласку слепой судьбы, а как знак милости и любви Небесного Отца. И всякое горе жизни, всякое испытание и страдание не только успешнее преодолевается, но, перенесенное с религиозным терпением и в нем осмысленное, становится дорогим и богатым вкладом в душевный капитал, и принимается не с тупым, бессильным и ожесточенным озлоблением, а как урок, поучающий и воспитывающий. И всякое недоумение, всякое сомнение и колебание, всякий душевный разлад легче разрешается, когда человек в законе Бога имеет для себя светлое и твердое руководство жизни.«Религиею, – говорит один ученый пастырь, – разрешаются все глубочайшие вопросы, все важнейшие задачи, все труднейшие противоречия жизни.В ней для человека – неисчерпаемый источник самых лучших помыслов, самых высоких стремлений, самых отрадных надежд, чистых восторгов, сладких утешений»109. От дней самых древних и до нашего времени, от самых низких ступеней человеческой жизни до самых вершин культуры религия вдохновляла человека на все высокое и благородное, и сколько проистекло из этого источника самых возвышенных дел и великих подвигов, что этого никому пересчитать и представить невозможно: это необъятное море добра, невместимое в наш разум! Не даром же столько великих умов и сердец и столько талантов в обширной области зодчества, живописи, ваяния, музыки, поэзии, литературы и науки, во всех высших и прекраснейших сферах чисто человеческой жизни посвятили себя служению религии!

Не о том ли проповедует и этот прекрасный храм?

Но самое главное, в религии для человека не только свет, освещающий темные пути жизни, но вместе и сила, – живая, и крепкая, надежная сила, незаменимая помощь, восполнение немощи нашей для делания добра, для победы над слабостью и раздвоением внутри нас и над искушающим злом вне нас, для правильного выполнения жизненных задач, для достижения высших целей существования. «Потому-то с нею не только сильные духом, великие умом и особенно избранные личности, но и слабые, самые простые и обыкновенные люди становятся способными к подвигам мужества, терпения, воздержания, самообладания, любви и самоотвержения». Скажем больше: подобно тому, как ребенок при ярком дневном свете гораздо лучше видит и различает дорогу, чем взрослый темной ночью, так при свете веры христианской простой человек лучше и безошибочнее постигает смысл и путь жизни, чем великоученый, но неверующий мудрец. Поэтому-то все лучшее в жизни дает религия, – и сама наука, и сама культура, о которых мы так много читаем и говорим, постольку ценны и истинно человечны, поскольку они религиозны. Нет самого незначительного уголка жизни, где бы ни светил свет религии; ею освящаются и устрояются все важнейшие наши отношения: личные, семейные, общественные и всякие другие. И если хотите, есть только одна проблема во всей мировой истории, и один только узел всей человеческой жизни; вера и неверие и борьба между ними... И если хотите, весь захватывающий вопрос о счастье человеческой жизни и ее лучшем устроении, весь, покоится на одном пункте: служение религии, или удаление от нее... Религия, истинная, живая религия, в которой с сердечным стремлением к Богу соединяется исполнение воли Его, с разумным пониманием жизненных обязанностей соединяется живое и искреннее выполнение их, – такая религия дает человеку и человечеству лучших отцов и матерей, лучших детей, братьев и сестер, лучших мужей и жен, начальников и подчиненных, граждан и правителей, лучших благороднейших и бескорыстных начинателей и совершателей всякого дела. Такие люди крепки, такие люди надежны и они, только они и могут быть названы в истинном смысле положительными деятелями и созидателями в великой семье человечества.

Нужно ли говорить, что только религия и делает человечество этою семьею?

Нужно ли говорить, что она неизмеримо и несравненно крепче всяких других связей объединяет людей между собою?

Нужно ли напоминать, что она нужна для духовной жизни народа так же, как известная территория для его жизни физической?

Нужно ли говорить, что необходимость этого единения нигде так не чувствуется нами, как вдали, на окраине, посреди враждебных к нам замыслов и настроений?

Нужно ли говорить, что вам, возлюбленные, здесь особенно нужно это объединение в вере, любви и надежде под священною сению этого храма?

И нужно ли, наконец, делать выводы и указывать вам уроки из всего сейчас нами сказанного?

Но они и без нашего слова сами собою всем слышимы и всем понятны... Аминь.

27.01.1904 г.

Наверх