Проповеди на праздники:


Значение пребывания Христа в Иерусалиме перед Страстями

Вслед за эсхатологическою речью начинается в синоптических Евангелиях повествование о Страстях. Пребывание Иисуса в Иерусалиме после Торжественного Входа было последним этапом на пути Его к Страстям. Со всей силой это значение иерусалимских дней запечатлел евангелист Иоанн, сохранивший речь Иисуса перед народом, относящуюся к этому же времени (Ин.12:23–36)27 и имеющую своей целью осмыслить совершающееся. На примере пшеничного зерна Иисус говорит о смерти, из которой родится жизнь, и призывает слуг Своих к последованию за Ним в смерть и в славу. На молитву о прославлении имени Отчего, в которой Иисус преодолевает минутное изнеможение, отвечает глас с неба. Этот глас с неба – не для Иисуса, а для народа – Иисус толкует как свидетельство о приближающемся суде. Суд есть изгнание князя мира сего, но и привлечение всех к Сыну Человеческому чрез Вознесение Его от земли. Как понимать «всех», евангелист не поясняет. Древние думали не об индивидуумах, а о коллективах. В Евангелии ничто не оправдывает такого ограничительного толкования. В этом последнем слове Господа перед народом слышится недосказанный намек на полноту спасения, в которой не будет места для исключений. Речь Иисуса заканчивается напоминанием о надвигающейся ночи: ночь есть ночь Страстей. Но пребывание Иисуса в Иерусалиме после Торжественного Входа имеет значение ближайшего предварения Страстей не только в Ин. Это же значение вытекает и из того анализа синоптического предания, который был предложен выше. Предварением Страстей были иерусалимские дни, прежде всего в плане историческом. Иисус вступил в Иерусалим и действовал в Иерусалиме как Мессия. Он вошёл в открытый конфликт с вождями народа, которые, хотя и не нашли формального повода возбудить против Него преследование, тем не менее должны были окончательно укрепиться в своем решении положить насильственный конец Его служению. Но пребывание Иисуса в Иерусалиме имело значение не одного лишь исторического предварения Страстей. У синоптиков, как и у Иоанна, проповедь Иисуса в Иерусалиме – и словом и делом – должна была показать ученикам (а поскольку народ мог вместить, то и народу) глубочайший смысл назревающих событий: их корни, уходящие в далекое прошлое, неизбежность разлуки и славу Царства, достигающую полноты в эсхатологическом свершении, но начинающуюся в Страстях и славе Сына Человеческого.


Проповеди на праздники:

Наверх