Проповеди на праздники:


Значение Посланий ап. Павла для исторической науки

К таковым принадлежат, в первую очередь, Послания ап. Павла. За исключением так называемых Пастырских Посланий, т. е. Посланий к Тимофею и Титу, а также Послания к Евреям, которое только условно должно быть признано Павловым, они все относятся к тому периоду служения ап. Павла, которому посвящено повествование Деян. По самому своему заданию они представляют собою не отвлечённые богословские трактаты, а письма, посвященные острым вопросам современности. Составляя свои Послания, ап. Павел, конечно, не думал о том, что последующие христианские поколения будут почерпать из них исторические сведения о жизни христианской Церкви в I в. И то непреходящее значение, которое закрепило за ними на все времена место в священном каноне Нового Завета, заключается в установлении тех общехристианских предпосылок, которые были для ап. Павла отправной точкой при решении тех или иных неотложных вопросов дня. Но эти жгучие темы, волновавшие первое христианское поколение, дошли до нас во всей своей непосредственности именно в Посланиях ап. Павла. Договаривая то, что только подразумевается в Деян., упоминая факты, в Деян. не упомянутые, Послания ап. Павла ценны для историка еще и потому, что проливают свет и на ту пору его жизни, которая в Деян. не затронута вовсе: мы разумеем Послания к Тимофею и Титу, написанные по освобождении ап. Павла из первых римских уз. В нашу задачу не входит обсуждение критической проблемы Пастырских Посланий. В настоящее время всё большее и большее число либеральных ученых признает их подлинность. Мы не видим надобности и в той перекройке истории апостольского века, которая предлагается некоторыми современными учеными, защищающими подлинность Пастырских Посланий ценой отрицания вторых римских уз ап. Павла. Послание к Евреям, как мы увидим, было составлено при участии ап. Павла тоже в эти последние годы его служения. Но смерть ап. Павла не была концом апостольского века. Он умер не только раньше Иоанна, но, весьма вероятно, раньше Иакова, брата Господня, и, как мы постараемся показать, раньше Петра. Принадлежащие им так называемые Соборные Послания, надо думать, все без исключения относятся ко времени после первых римских уз ап. Павла, упоминанием которых кончаются Деян., а, по-видимому, и после мученической смерти апостола языков. К этой же группе писаний надо отнести и Апокалипсис, который по форме тоже представляет собою послание (указание отправителя и адресатов в Откр.1:4 и подпись в форме заключительного благословения в Откр.22:21). Соборные Послания не так богаты фактическими данными, как Послания ап. Павла. Только Откровения, особенно в обращениях к семи Церквам в Асии (Откр.2 и Откр.3), вводит нас в конкретные подробности исторической обстановки эпохи. Как бы то ни было, не только Откр., но и Соборные Послания позволяют судить о жизни Церкви после смерти ап. Павла и до окончания апостольского служения ап. Иоанна Зеведеева, т. е. в годы, приблизительно, от 65-го до 100-го.


Проповеди на праздники:

Наверх