Значение обителей для нашего духовного спасения
Городище теперь место, где возникла обитель в честь Божией Матери. В древности «городище», как самое высокое место в окрестности, служило для наблюдения за неприятелем; на нем устраивалась ограда укрепленная, устанавливалась стража – следить, чтобы враг не пришел нечаянно, и предупреждать народ об опасности; сюда же собирались и жители из окружных селений, чтобы с высокого места и из-за ограды легче отразить неприятелей. Теперь это место «городище» потеряло свое мирское значение, ныне возникает здесь другая ограда – обитель. Здесь, как и прежде, люди будут стоять на страже других от врага сильного – диавола, будут заботиться о спасении от его власти и о том, чтобы Господь царствовал над всем миром, чтобы враг – диавол не мог внезапно овладеть даже частью Царства Божьего. Мир во зле лежит, и мирские люди живут в беспрерывных заботах, врагов своего спасения часто и заметить не могут; и вот некоторые люди уединяются, уходят в обители, чтобы поставить себя на страже, отражать как от себя, так и от других вражеские искушения, наваждения, чтобы самим избегнуть их и других предупредить, чтобы бодрствовать за тех, которые за сутолокой житейской не подозревают об опасности. Поэтому в обителях учреждается дивное богослужение, чтобы ободрять и утешать христианина. Всякий христианин стремится в храм Божий, а во святую обитель в особенности, чтобы здесь стоять пред Богом, утешать себя теми молитвами и песнопениями, которые в обителях составлены людьми, проводившими там жизнь в бдениях, подвижничестве, борьбе с помыслами, знающими, как отражать искушения.
Если пойдем ко Господу от искушений и соблазнов, то пойдем по следам богоизбранных людей и таким способом научимся ходить пред Ним с благоговением. Собираются в обители, чтобы учиться благочестию от подвижников, которые опыт святой жизни заключили в книгах; они подвизались для Господа Бога. Весь свой опыт, мудрость, падения, восстания изложили в своих сочинениях; через их творения как бы с живыми беседуем с ними и у них одних только и можем поучиться. Самое главное делание во святых обителях – послушание, без него не может быть дальнейшего совершения спасения. Первый грех в раю – непослушание, через что нарушена была воля Божия; и далее, по изгнании из рая, люди теряли послушание, делались самочинными, самообольщенными, а отсюда произошли и прочие грехи. В обители все делается за святое послушание; без благословения ничего не начинается; где сего нет, там и спасения нет; здесь в послушании упражняются, смиряются; как это ни тяжело, но для самоотречения необходимо; и чем более смирения, тем более духовного совершенства. Вспомним преподобного Иоанна Дамаскина, который, оставив высокую должность в государстве, ушел в обитель, где заставили его чистить помойные ямы; не отказался он от такого низкого труда, не сказал, что такое занятие неприлично ему, как бывшему губернатору, но со смиренномудрием нес послушание. И что же? Сама Царица Небесная явилась его старцу-духовнику и повелела освободить его от сего послушания. Поручила ему молитвы составлять и Священные песни воспевать. И теперь вся Церковь Христова молится его молитвами за его послушание и смирение. Так должно упражняться в послушании во всех иноческих обителях. Все вы, христиане, присматривайтесь к монастырской жизни, делайте так же, как было в старину, когда вся страна, от царя до последнего холопа, представляла как бы единую обитель. Тогда и нравы были чище, и жизнь высока. Младшие, слушайтесь старших; дети, повинуйтесь родителям, без благословения их ничего не начинайте, и все постепенно будем подниматься духовно снизу вверх, от земли к небу, пойдем к Богу, Который требует, чтобы мы вверяли себя всецело Ему, и Который за повиновение приближает к Себе. Пусть ищут в сей обители как насельники ее, так и приходящие богомольцы духовного укрепления, утешения, ободрения, и чем более будет усердия к насельникам, тем пламеннее будет и их молитва за весь мир.