Значение Креста
Сегодня мы с вами, дорогие отцы, братья и сёстры, собрались в этом Божьем храме, чтобы прославить и поклониться Честному и Животворящему Кресту Христову.
В Кресте наша жизнь и воскресение, наша победа и слава, наше знамя и наша великая святыня. «Я не желаю хвалиться, – говорит св. ап. Павел, – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6, 14). А ведь ап. Павлу было чем похвалиться иным: он пользовался преимуществами римского гражданина, имел глубокий ум, был превосходно образованным человеком, занимал видное положение в христианской общине. И обо всем этом он молчит. Для него похвала, радость, счастье – Крест Божественного Учителя, распятого и умершего на нем, чтобы мы жили. Бог Отец еще от века предопределил спасти человечество от власти греха и открыть ему врата к жизни вечной через Крест Единородного Сына. Волю Свою Господь неоднократно открывал посредством ветхозаветных пророчеств и прообразов. Так, когда египтяне хотели настигнуть и вернуть в рабство выходивший из их пределов народ, прор. Моисей начертал своим жезлом крест над Чермным морем – и море разделилось, чтобы ведомый им народ мог спастись от погони. В другой раз, когда народ Божий вступил в сражение с амаликитянами, прор. Моисей встал на молитву с крестообразно воздетыми руками. И во время этой молитвы враг был побежден. «Крест же вообразив, – поет св. Церковь, – державу погубив Амалика всегубителя». Предопределенное время исполнилось. Пришел на землю Сын Человеческий, принял страдания, взошел на крест, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15). В Кресте Христовом – нашем священном знамении, сосредоточено всё самое лучшее, чистое, желанное – счастье вечной жизни. Крест Христов – это знамя примирения земли с небом, человечества с миром Горним. Враждовал не Бог против человека, а человек против Бога. Своими пороками, грехами он создал стену, которая закрыла ему небесный мир, отделила его от Небесного Отца. И вот Сын Божий взял на Себя беззакония всего человечества и дал возможность изможденным грехами получить прощение и взывать к Богу: «Отче наш». «Первым древом райским, – рассуждает св. Димитрий Ростовский, – мы умертвились, древом же крестным получили жизнь; первым изгнаны были из рая, вторым же, как по лествице некой, восходим на небо; первым победил нас враг, сим же благословенным древом креста Господня мы побеждаем врагов наших. А посему древо сие благословенное достойно почитания». Крест Христов – это знамя безмерной любви Божией к людям, любви, которая страдает за нас, окружает нас и которая никогда не прекратится. Творец вселенной, неба и земли, уничижил Себя, стал человеком, терпит за него самые мучительные страдания, принимает самую поносную смерть, чтобы открыть ему закрытые грехопадением двери рая. У этих отверстых врат Он стал Сам и зовет всех кающихся к вечной радости – к Себе. Он раскрыл пред ними Свои объятия, готов простить их и согреть теплом Своей любви. Человек с незатемненными сердечными очами, видя такую великую любовь всемогущего Бога, не может не преклонить своих колен у креста и не вознести из глубины своей души молитву благодарения. Надо быть бесчувственным или потерять способность жить сердцем, чтобы не осознать это у креста и не загореться огнем ответной любви. Своим Крестом Христос Спаситель внес также новую заповедь в отношения людей друг к другу. Он умер не за какой-либо один избранный народ, а за всех людей. Этим самым Он утвердил ту божественную истину, что все люди имеют одинаковые бессмертные души, все являются детьми одного Небесного Отца, а между собой – братьями. А если так, то священный долг каждого искупленного любить своего ближнего не меньше, чем себя, и стараться делать в своей земной жизни как можно больше добра (см. Ин. 13, 35; Тит. 2,14). Крест – это и наш символ веры и видимое выражение наших упований, «знамение христианина и христианства». Кто перечислит все твои действия, «миролюбезный Кресте, – восклицает св. Церковь, – кто слыша сотворит» твоя «силы и чудеса, и умершим востание» и всему миру совознесение. Многое принес для нас Своим Крестом Господь наш Иисус Христос. И этим Своим величайшим подвигом зовет и всех нас к неослабному подвигу добра, и постоянной, а может быть, даже и напряженной, борьбе со своим самолюбием, чувственностью, со своей наклонностью к грехопадениям. Для того и воздвигается Крест и полагается посредине храма, чтобы напомнить нам, что совершилось на нём, чтобы привлечь наше внимание к Тому, Кто на нём вознесен за нас, чтобы мы еще и еще увидели и почувствовали Его беспредельную любовь к нам. А увидев и почувствовав эту любовь, чтобы мы спешили каяться во грехах и не боялись бы просить прощения. Пусть стоящие вне Церкви хвалятся, если желают, своей мудростью, силой, славой (ср. Иер. 9, 23), нам же подобает одна похвала – Крест Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14). В самом деле, чем мы, слабые, немощные люди, живем и сохраняемся? – Силой Креста. Кто помогает нам в борьбе с грехом и недобрыми желаниями? – Крест. Кто защищает нас от врагов и невидимых, и видимых? – Крест Христов. Кто, наконец, укрепляет нас и в совершении добра? – Всё тот же Крест. Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, взирать на Крест очами глубокой веры; будем лобызать его и устами и сердцем; будем усердно молиться перед ним – и получим всё полезное для нашей жизни – и земной и вечной.
«Непобедимая, непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных».
Аминь.