Значение истинности Воскресения Христова (1Кор.15)
Глава 15 посвящена вопросу о воскресении. Ап. Павел счёл необходимым его поставить в связи с полученными им сведениями о том, что в Коринфе некоторые отрицали воскресение мертвых (1Кор.15:12). К устранению этого заблуждения и направлены усилия ап. Павла. Для утверждения истины воскресения он приводит целый ряд доказательств (ср. 1Кор.15:1–11, 13–19, 29–34) – и прямых, и от противного. Особое место занимает историческое свидетельство о Воскресении Христовом (ср. 1Кор.15:3–11), доказывающее возможность воскресения вообще (ср. 1Кор.15:12). Это свидетельство, которое, как мы в своё время отметили, существенно дополняет свидетельство евангельское, есть древнейшая письменная запись благовестия о Воскресении Христовом. Устраняя сомнения в воскресении, апостол попутно даёт и положительное учение о воскресении. Так, в 1Кор.15:20–28 он открывает смысл Воскресения Христова. Воскресший Христос противостоит Адаму, в лице которого род человеческий подпал власти смерти. Своим Воскресением Христос полагает начало общему воскресению и ведет творение к той божественной полноте, когда Бог будет всяческая во всех (1Кор.15:28). Последнее возражение 1Кор.15:35 ставит перед ап. Павлом нарочитую тему о телах воскресших (1Кор.15:36–56). Он развивает её из аналогии качественного различия растения и того зерна, из которого оно вырастает. Тело первого Адама было тело душевное. Славное тело воскресения будет тело духовное, по образу, данному во Христе. Это преображение распространится и на тех, кого пришествие Христово застанет в живых. Как и в 1Фес.4:17, ап. Павел, по-видимому, думает, что он будет в их числе (ср. 1Кор.15:52). В 1Кор.15:56 он называет закон силой греха. За этим беглым указанием стоит учение, подробно раскрываемое в Послании к Римлянам и Послании к Галатам. Учение о воскресении в 1Кор.15 принадлежит к тем частям Нового Завета, которые свидетельствуют о напряжённости эсхатологического ожидания в первом христианском поколении.