Жизнь вечная. (В неделю пред Воздвижением. 1907 г.)

Жизнь вечная. (В неделю пред Воздвижением. 1907 г.)

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

В последнее воскресенье пред праздником Воздвижения Креста Господня св. Церковь уже приготовляет нас к разумению тайны Креста. Тайна эта – та же, что и тайна творения и существования мира. Единственно по любви Всемогущий Бог, ни в чём не нуждающийся, сотворил мир и всё, что в мире: Он даровал земным тварям блаженство жизни и существования. Единственно по любви Своей Он искупил грешного человека, отрёкшегося от воли Божией, обратившего себя из сына во врага Божия: Он не захотел гибели и мучения Своему созданию. Единственно по любви Своей Он хранит мир и направляет жизнь его по Своим премудрым планам: Его день, Его ночь, Его земля и звёзды и небо, Его все твари, Его создание и достояние – человек; и всё это Он содержит в Своей силе и власти и милости. Но из всех творений человек возвышен на земле образом и подобием Божиим.Оттого, созданный по образу вечного Бога, он таит в себе всегда мысль о вечности, к вечности стремится, вечностью всё измеряет и оценивает.

С первых же слов проповеди, о чём заговорил Спаситель? О вечности. Мы слышали сегодня в Евангелии часть Его беседы с Никодимом, который страха ради иудейского пришёл к Иисусу тайно ночью и спрашивал Его о пути спасения. Не раз во время этой беседы говорил Никодиму о тайне Креста и о вечной жизни, которой мы и должны оценивать жизнь земную. Евреи, современники Иисуса Христа, напротив, все свои помыслы устремляли на жизнь земную. Они и в Мессии-Спасителе ожидали царя земного, который победит всех врагов народа еврейского, сделает евреев первым народом в мире, а прочих людей всех отдаст им в рабство. Они мечтали о каких-то несбыточных и баснословных земных благах во времена Мессии, например, о том, что каждый еврей будет жить тысячу лет, что через реки и моря сами собой устроятся мосты для евреев, что для евреев земля будет сама давать золото и драгоценные камни, деревья сами будут подавать им вкусные плоды и т. п. И, если бы Христос Спаситель объявил Себя именно таким Мессией – земным царём, то, несомненно, те самые вожди народа, которые распяли Его, первые пошли бы за Ним в надежде обогащения благами земными. Но Господь Иисус давал и обещал людям блага духовные: веру, истину, знание воли Божией, примирение с Богом, благодать Духа Святого, Церковь, как руководительницу к вечной жизни. Он указывал на земную жизнь, как на время и средство приготовления и воспитания человека к жизни вечной: здесь, на земле, по Его слову, человек земными богатствами и их добрым употреблением приготовляет себе в лице ближних, которым он помогает, надёжных друзей, и эти друзья введут его в вечные обители, здесь, на земле, люди на свои силы – таланты должны работать и как бы «куплю» делать, чтобы до пришествия Христова удвоит эти таланты. И страдания, и гонения на земле не должны смущать Его учеников: да не смущается сердце ваше, – говорит Он им, – веруйте в Бога и в Меня веруйте; в дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14:1–2). И так как Христос не обещал евреям земных благ, то они Его отвергли, пошли же за Ним только истинные израильтяне, мужи духа, верные Богу до смерти.

Не повторяется ли эта печальная история и ныне, в наши дни? Христианство и теперь учит, по слову Христову, что жизнь человека не зависит от изобилия имения его, что душа выше пищи, что не единым хлебом жив будет человек, но и всяким глаголом, исходящим из уст Божиих, что человек должен богатеть в Бога верой и добрыми делами. Христианство и теперь на земную жизнь учит смотреть, как на приготовление к жизни вечной.

А современные люди, современные учители народа и желающие быть его руководителями и вождями, как и во времена Христа Спасителя, все помышляют о земле. Они бы желали народу (а, в сущности, – себе) побольше богатства, пищи, питья, одежды, жилищ. Они учат народ искать счастья только земного, уверяя, что оно-то и есть тот рай, которого жаждут люди. Они бы хотели силой, кровью, жестокостью уравнять все блага земные, отняв их у имущих, и передав бедным. Они бы хотели, чтобы Христова Церковь и святая вера им в этом помогали. А так как Церковь Христова, верная Христу, и её служители, верные своему долгу и званию, этого говорить и проповедать не могут, то современные вожди народа и его учители самозваные желают распять христианство и его отвергают.

Тщетны, однако, их усилия и злоба. Отойдут от христианства только плевелы, но всё чистое, доброе, духовное, истинно-человеческое останется у ног Христа и в ограде Его Церкви. Здоровая душа человека всегда отзовётся на истину Христову, и всегда с радостью и надеждой будет помышлять о вечности, ибо вечная жизнь ей сродна. Значит ли это, что мы земную жизнь презираем? Напротив, она нам, как путь к вечной жизни, гораздо ценнее, чем для тех лживых и безумных мудрецов, которые дальше могилы ничего не видят. Мало того, вера в жизнь вечную одна только и осмысливает и благоустрояет жизнь земную: жизнь и смерть, радость и печаль, все возрасты и положения, все перемены жизни, – всё это для верующего имеет свой смысл и значение, всё это его отведёт и от гордыни, и от уныния, и от отчаяния. Поясним примером. У тебя есть ключ; ты знаешь, от какого он замка, знаешь, что замок этот в известное время откроет тебе ковчег с величайшими сокровищами. Это – образ жизни, как её понимает христианин; он знает, что жизнь земная есть ключ к жизни вечной. Таким ключом ты станешь дорожить, ты его будешь хранить. А если у тебя ключ, о котором ты ничего не знаешь, откуда он, для чего и от какого замка; станешь ли ты им дорожить? Это – образ жизни, как её понимают неверующие и безумные мудрецы. Другой пример. Иное дело путнику знать, что неудобства и тягость путешествия временны, что они – орудие и способ воспитания человека для жизни вечной, что впереди ждёт его приют и постоянное жилище довольства и покоя. И совсем иное дело для путника знать, что эти неудобства и тягость и есть самая настоящая жизнь, что они неизбежны, и вместе с тем бессмысленны и бесцельны. И для чего тогда человеку трудиться, служить ближним, искать правды, любви, делать добро? И где сила и бодрость, чтобы жить?

Жизнь же вечная всё освещает своим светом. Любовь Божия дала нам жизнь, любовь Божия её нам возвратила по грехопадению, и любовь Божия ныне её поддерживает и ведёт к жизни вечной. Бог есть любовь, и человек свою жизнь, как образ Божий и подобие, устрояет на основе любви. Отвергни жизнь вечную, и отвергнешь сейчас же и любовь. Это мы и видим на современных самозваных учителях народа; их слово – слово злобы, зависти и ненависти, слово: «классовая борьба», «в борьбе обретёшь ты право своё» – слово крови, насилия и убийства. Настоящее у них полно вражды и беспорядка, а будущее – пусто, вот чему поучают нас современные лжеучители.

Настоящее и будущее всё полно смысла, и света, и отрады, – вот что говорит нам вера Христова своим учением о жизни вечной. Ибо знаем, – говорит апостол, – что если эта наша земная хижина тела разорится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый и вечный. Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе! (2 Кор. 5:1–2). Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх