Жизнь со Христом

«Наставник! Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33)
Незадолго до Своих крестных страданий Господь наш Иисус Христос захотел показать ученикам Своим Божественную славу. Для этого Он взял Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор, где стал молиться. Во время молитвы лицо Его засияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как снег. К Нему явились с неба два мужа – пророки Моисей и Илия. Ученикам не было необходимости спрашивать, кто эти люди – сердце подсказало, что с их Божественным Учителем беседуют первейшие из небожителей. Исполненные величайшей радости и неизмеримого счастья от зрения преобразившегося Господа, они не знали, что делать, и лишь желали, чтобы эти великие минуты продлились. Это желание и выразил св. ап. Петр, воскликнув: «Наставник! Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9, 33). То есть, как поясняет эти слова св. Иоанн Златоуст, зачем покидать такое благодатное место и идти в Иерусалим на страдания! «Петр хочет, чтобы Христос здесь остался навсегда», – а вместе с Ним остались бы и они – Его ученики.
Да, в пребывании со Христом – истинное утешение и блаженство, жизнь и спасение – сама сущность христианства.
Быть с Господом нашим Иисусом Христом – значит иметь крепкую и живую веру в Него как Бога, Творца неба и земли, Спасителя и Судию, значит соединиться с Ним любовью так, чтобы, по слову апостольскому, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» не могли отлучить от этой любви (Рим. 8, 39); значит творить Его св. волю, во всём Ему уподобляться, всецело положиться на Него, или, как неоднократно призывает св. Церковь во время Божественной Литургии, предать в Его руки «весь живот наш».
Кто так пребывает в Господе, чья жизнь в Нём, тот всегда истинно счастлив и блажен, в каком бы состоянии ни находился. Мирно и радостно проходят дни его земной жизни. Он с благодарностью принимает дары благости Божией, но и не забывает молиться Богу, просить Бога о том, чтобы земное благополучие не ослабило духовной бодрости. Если же и постигнут его какие-либо бедствия, он будет стараться избавиться от них, но не падет духом, не будет унывать и, тем более, роптать. Он скажет так, как когда-то сказал праведный Иов: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21).
Живущего со Христом не страшит воспоминание прошлого, ибо там нет беззаконий и неправд, нет преступлений развращённого сердца. Настоящее же и будущее окружает его всеми утешениями св. веры – перед его чистым взором открывается целое небо с горними сокровищами, с венцами правды, которые даст «Господь, праведный судия, в день оный» – день всеобщего праведного суда (2 Тим. 4, 8). Чистая совесть перед Богом и людьми веселит его, а всесильная благодать Божия укрепляет в несомненном уповании жизни нескончаемой, жизни с Господом вечной.
Поистине, жизнь со Христом, – где свет и радость, – великое счастье!
Но как стяжать эту жизнь? Каким образом можно приблизиться ко Христу? – Св. Церковь указывает ряд средств.
Прежде всего, это молитва, молитва пламенная, искренняя, чистая, благоговейная, неторопливая. Господь внимает такой молитве и на ее зов является душе. «От всеблагого и великодаровитого Бога, – учит пастырь-праведник Русской Православной Церкви конца прошлого, начала текущего веков, – можно получить молитвой веры все духовные и необходимые вещественные блага, только бы искренне было желание этих благ и горяча молитва. И какие молитвы Церковь влагает нам в уста!» «Святые Божии люди имели просвещенные очеса сердца и этими очами ясно созерцали нужды нашей растленной грехом природы, ясно видели, о чём нам нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как славить Господа, и оставили нам превосходнейшие образцы молитв всякого рода. – О как хороши эти молитвы! Мы никогда не чувствуем и не знаем цены их, между тем как прекрасно знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, музыке, светской литературе, именно цену романам... и увы! драгоценный бисер молитвы попираем ногами своими; и тогда, как всё светское находит просторный приют в сердцах большей части, молитва – увы! – не находит и тесного уголка в них, не вмещается в них. А когда она попросится к нам и взойдет хотя одной ногой, ее тотчас выталкивают как человека, не имеющего одеяния брачного».
Важное средство ко вступлению в общение со Христом – это Божий храм. Тот же пастырь-праведник нашей Святой Церкви говорит так: «Здесь в храме единое на потребу; здесь убежище от суеты и бурь житейских; здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения; здесь нетленная пища и питие душ; здесь свет, просвещение всякого человека, грядущего в мир; здесь чистый воздух духовный, здесь источник живой воды, текущий в жизнь вечную; здесь раздаяние даров Духа Святого; здесь очищение душ... Здесь в храме человек узнает истинное благородство души своей, цену жизни и цель ее, назначение свое; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей; здесь познает судьбу свою временную и вечную... Здесь обретается Спаситель... и спасение наше; здесь (христианин – К.С.) познает истинное отношение свое к Богу и ближним... Храм – земное небо, место теснейшего единения с Божеством... Что честнее и почетнее храма? Ничего. В богослужении, как на хартии, изображены в лицах все судьбы человеческого рода, от начала до конца; богослужение – альфа и омега судьбы мира и человеков». Итак, кто любит храм Божий, тот в нём же духом и созерцает Христа, пребывает с Ним на Фаворе.
Присутствие Господне помогает ощутить и слово Божие – чтение и слушание его. Через слово Божие до нас доходит голос Самого Господа, беседующего с нами и научающего нас. И если бы мы с вами старались как можно больше и чаще, каждый день, читать его и вдумываться в прочитанное, то мы брали бы постоянно уроки у Небесного Учителя, что побуждало бы нас делать добро и вело бы нас к блаженной вечной жизни в Господе. "Блаженны, – говорит Спаситель, – слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).
В самое тесное общение со Христом вступает верующий в таинстве св. Причащения. Здесь он принимает Спасителя в самого себя – Христос вселяется в него. Это даст возможность пережить состояние великого блаженства – не меньше, чем испытали св. Апостолы на Фаворе, ибо там сопребывали с Ним, а здесь теснейшим образом соединяются с Ним. И мы с вами неоднократно встречали светящиеся небесной радостью лица причастников Святых Христовых Тайн. Они как бы преображались и излучали Божественный свет. И в этом явлении для нас всё понятно. Кто вступил в общение со своим Спасителем, вкусил Его бессмертного Источника, тот не может не светиться радостью.
Удостоимся ли и мы, дорогие отцы, братья и сёстры, вечного общения с Господом в Его Небесном Царстве? Сможем ли и мы со временем воскликнуть: «Наставник! Хорошо нам здесь быть?» – Всё это зависит от нас самих. Перед нами открыты два пути – один в Царство Божие, обитель жизни и радости, другой в царство тьмы, владения смерти и мучений. Господь всех нас зовет к Себе. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», – учит Он (Мф. 6, 33). Но никого из нас Господь не лишает свободы, не применяет к нам насилие – каждый из нас по своей доброй воле выбирает и определяет себе путь... И если мы пойдем к нашему Спасителю, полюбим Его всей душой и сердцем, будем соблюдать Его заповеди, то и Он нас возлюбит и Сам явится нам (Ин. 14, 21).
Свет Преображения Господня не ушел с земли. Его надо искать и хранить. И великое счастье для нашедшего и хранящего. Ради этого счастья должно взять на себя иго и бремя Христово (Мф. 11, 30).
Да сподобит же нас Господь пребыть с Ним во всю нашу земную жизнь и да удостоит лицезреть Его присносущный Свет в «невечернем дни» вечного Царства!
Аминь.

Наверх