Заветы истории о верности православию и самодержавию. (Слово в новопереселенческом селении Змеиногорского уезда. Томской губернии, в неделю святых отцев, иже в Никее и в день рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны 26 мая 1908 года.)
По церковному уставу, сегодня воспоминаем мы святых отцев, ревнителей православной веры, собранных некогда, более 1500 лет назад, в городе Никее, Византийского царства, при царе св. равноапостольном Константине для ниспровержения ереси, т.е. лжеучения некоего Ария, и для утверждения веры истинной, православной. С этим празднованием совпадает Царский день – день рождения Государыни Императрицы, когда мы, по завету слова Божия и по влечению верноподданнического сердца, возносим молитвы к Богу о благосостоянии Царя, Его Царственной Семьи и всего Русского царства.
Вдумаемся в это совпадение исторических воспоминаний и уроков Церкви Божией в слове Божественного Писания, сегодня нами слышанного, вдумаемся при свете этих уроков и в события современной нашей жизни: мы здесь найдём для себя много поучительного.
В самый тяжкий день Своей жизни, после прощальной беседы с учениками, отправляясь в Гефсиманский сад на страдания духа и тела, Господь Иисус возносит к Богу, Отцу Своему, горящую «первосвященническую» молитву о всех верующих. Не обо всём мире Он молит, Он молит о тех, которые веруют в Него. И не о том Он молит, чтобы Господь взял верующих от мира, но чтоб Он сохранил их от всякого зла. Не одних ближайших учеников Своих, апостолов, Он здесь разумеет, но и всех тех, которые уверуют во Христа по слову их. О чём же Христова молитва? Чего просит верующим Сам Основатель Божественной и святейшей нашей веры? Какого блага Он желает Своим последователям? Он молит Отца Своего: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны во едино» (Ин. 17).
Так молился о нас, о Своих учениках и последователях, наш Господь. Он желал, Он желает, чтобы все мы, право верующие и Его, как Сына Божия и Бога, познавшие, были едино, чтобы было едино стадо и един Пастырь, чтоб единым сердцем и едиными уста мы Его исповедовали: это едино, состоящее из всех право верующих, и есть единая святая, соборная и апостольская Церковь, к которой и мы с вами, возлюбленные братие и соотечественники, имеем счастье принадлежать.
Никогда не уничтожится Церковь: ведь о ней, об её сохранении молил Сам Сын Божий, а Его молитва не может быть не услышана. Никогда не погибнет принесённая на землю Сыном Божиим Истина, которую и хранит св. Церковь: ведь Сам Сын Божий обещал, что Он создаст Церковь, и врата адовы, т.е. все силы зла, не одолеют её.
Однако это не значит, что силы зла и врата адовы не будут бороться с Церковью. Напротив, они употребят все усилия, сатана приложит все старания, чтобы посредством злых людей, его сообщников, нанести Церкви Христовой вред, чтоб убить в ней то единение, которым она жива и действует. И Спаситель предсказывал, что будут после Него приходить люди не во имя Бога, а во имя своё. Что явятся лжепророки-соблазнители, чтобы прельстить, если возможно, и избранных, что явятся, наконец, и такие проповедники, которые будут говорить во имя Христа, Его именем как будто бы совершать силы и знамения, и которым, однако, в день оный и страшный Христос Спаситель скажет: «Я не знаю вас». И апостолы уже при жизни своей видели рядом с собой лжеучителей, видели расколы и раздоры, предсказывали о появлении новых лжеучителей верующим, предупреждали их о грозящей опасности разъединения в Церкви. Вот апостол Павел поспешает идти в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Очень ему хотелось зайти в город Ефес, где он своими трудами насадил общество верующих, которых три года он учил день и ночь со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся ему по злоумышлению евреев, этих злобных и упорнейших врагов всего христианского. Время не позволяло апостолу зайти в Ефес, и он в ближайшее место, на пристани города, пригласил только пресвитеров, т.е. священников города Ефес, и здесь с ними побеседовал. Он засвидетельствовал им о своей любви, он предсказал, что идёт сам на страдание и смерть и уже более не увидится с ними на земле никогда. Он заповедал им внимать себе и всему стаду, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровью Своей, «ибо, – говорит апостол, – ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой» (Деян. 20 глава).
Всё это и о первосвященнической молитве Спасителя и о прощании апостола Павла с пресвитерами ефесскими мы слышали сегодня в евангельском и апостольском чтениях.
Пришло скоро время, когда сбылось скорбное предречение апостола. Много еретиков, раскольников и лжеучителей восстало в Церкви. Особенно много погубила сынов Церкви ересь Ария, который стал нечестиво учить о Сыне Божием и не признавал в нём Божеского достоинства. Это было чрез триста лет по Рождеству Христову. Арий имел много приверженцев, и его лжеучение сильно стало распространяться. Бороться с ним было трудно. В число его учеников вступили очень многие из тех прежних язычников, которые приняли христианство не по искреннему и горячему влечению сердца, а просто по подражанию, или ещё хуже, по корыстному расчёту, ибо в те времена вера Христова уже становилась господствующей в мире.
Тогда-то на помощь Церкви Божией выступила новая сила, Промыслом Божиим к тому приготовленная: это – сила православных самодержавных царей. Царствовал тогда святой Равноапостольный Константин, первый из царей, принявший святую веру Христову и её вводивший в своём государстве Византийском, которое в то время охватывало весь мир. Конечно, блюсти целость и чистоту веры есть дело и долг пастырей Церкви, но власть гражданства имеет полную возможность или помочь в этом деле пастырям, или помешать. К тому же Царь православный есть сын Церкви, обязанный по своему положению заботиться о ней, именно, как сын о своей матери. Так именно смотрел на себя и святой равноапостольный царь Константин. Он не взял на себя разбор и суждение о том, почему и в чём погрешал Арий, и что нужно предпринять по поводу его лжеучения для охраны мира и спокойствия в Церкви. Он захотел выслушать об этом голос пастырей церковных. И вот, со всего христианского мира собрались в город Никею пастыри и учители, в числе 318, для суждения о делах церковных. Они подтвердили правое исповедание веры и учение о Христе Спасителе, как Сыне Божием, как это было в Церкви с первых дней её существования, как было заповедано от времён святых апостолов. Арий был низложен, истина утверждена, мир в Церкви Христовой был восстановлен: верующие знали, чему следовать и где искать истины.
С того времени постоянно видим в мире две силы, способствующие единению в царстве Божием, т.е. в Церкви Христовой: деятельность христианских пастырей и постоянную содействующую им помощь со стороны православных государей. Император Константин Великий принял престол в то время, когда его империя, видимо, доживала последнее время и близка была к совершенному падению. Но приняв веру Христову и сделав её сначала дозволенной, а потом господствующей в своей империи, он тем самым сообщил своему одряхлевшему и умирающему царству новую жизнь и продлил его существование на 1000 лет. Так говорит наука история; никто никогда не мог опровергнуть этого благодеяния веры Христовой для Византийского царства. И гораздо долее стояла бы православная Византия и достояла бы до наших дней, если бы в ней сохранилась чистота веры, если бы цари её, подобно святому Константину, всегда защищали Церковь от врагов и лжеучителей. Но этого, к сожалению, не случилось, и Византия, когда пришёл Богом определённый день её, пала.
Однако православное царство в мире осталось. Ко времени падания Византии Господь воздвиг новый, молодой, сильный и даровитый народ русский. Он при новом Константине – равноапостольном и святом князе Владимире принял Христову веру, возрастал в ней, под её влиянием и воспитанием образовал своё царство. Когда пала Византия, русское царство уже было настолько сильно, что могло принять на себя наследство Византии – охрану и распространение святого православия. В ней, слава Богу, никогда не было ни одного князя-еретика, ни одного царя-еретика, безбожника или гонителя веры. И оттого ширилась она, и крепла, и теперь является самым великим царством в мире. Конечно, и в России были и есть раскольники, сектанты, непокорствующие Церкви, безбожники и лжеучители. Но пока стоит в ней православная Церковь, пока право правят слово истины её пастыри и пока на страже Церкви, её безопасности и силы стоит православный Самодержец, Богом помазанный и венчанный наш Царь, дотоле не страшны нам усилия ада. Иное дело, если бы случилось так, что сила и власть Царя будут умалены, если Царь стал бы ограниченным, бессильным и несвободным. Тогда беспрепятственно придут враги в достояние Божие, и те же евреи, от которых умер Христос, от которых страдали апостолы, те же евреи, которые и доныне явно и тайно стараются всеми способами уничтожить ненавистное им христианство, получат силу и возможность наносить Церкви Божией удар за ударом. Конечно, злобе врагов Божиих не пересилить Божьего всемогущества; Церковь сохранится и пребудет, как сохранилась во дни Ария и при гонениях в самой Византии, но государство, отступившее от Церкви, погибнет, как погибла Византия, но народ, отшедший от чистоты православия, будет отдан в рабство другим народам, как это и случилось с тем же византийским царством. Так погибнет и наша Россия. До неба вознесённая за своё православие и верность Церкви, т.е. Христу, она до ада низринется.
Избави нас, Господи, от этого ужаса!
Но вы спросите: как же может так случиться с целым верующим народом? Может это случиться, братие. Тому примеры бывали. Знаем мы, как огромная толпа безоружная, неупорядоченная, без вождей и правителей, легко подчиняется одной сотне вооружённых и обученных воинов. При ограниченном царе, покровителе Церкви, мы и будем такой толпой, а враги Христовы будут вооружённым отрядом. Пастырей наших ревностных и учительных они или обесславят, как это они и теперь делают, например, с о. Иоанном Кронштадтским, или изгонят, как это теперь делают евреи и еврействующие в христианской стране Франции. Вождей у нас не будет, царь обесславленный, ограниченный и связанный чужой волей, нас не в состоянии будет защитить. И что тогда с нами будет? Мы пойдём к верной гибели: начнутся ереси и расколы, безбожники будут гнать нас, как гонят во Франции, запечатывая церкви, изгоняя монахов и священников из храмов и из школ, запрещая народу исполнять правила своей веры.
Посему будем хранить чистоту веры, будем остерегаться всяких лжеучителей, которые хулят Церковь, Священное Писание, храмы, обряды, посты, поминовение усопших, наше богослужение, наши молитвы. Таких, вы знаете, и здесь, в вашей стороне, появилось много, но будем вместе с тем всячески ограждать преданностью и любовью Царский престол нашего Самодержавного Царя, не ограниченный никем, кроме Бога, Божеского закона и христианской совести. Много теперь в среде нашей появилось людей, которые непокорны властям и которые проповедуют об ограничении власти Царя. Это – люди, сознательно или бессознательно, по увлечению чужеземными образцами или по наущению заклятых врагов нашего народа ведущие нас к погибели. Не смущайтесь тем, что среди них встречаются часто люди учёные и образованные: ведь и враг Божий, дьявол, также одарён умом, только ум этот направлен на зло.
Впрочем, ум человека самого образованного часто не видит того, что ясно самому обыкновенному простецу. Это бывает тогда, когда он отходит от Христа, Истинного Света. Тогда сбывается слово апостола: называюще себя мудрыми, обезумели... Не много нужно иметь ума, чтобы видеть, что у нас в России, единственно только у нас – Самодержавный Царь. Если не станет этого последнего христианского Самодержца, если Он будет ограничен и не свободен, то наступит благоприятное время для подготовления и явления антихриста. Как это случится? На это отвечает один из мудрейших наших церковных учителей и толкователей Священного Писания: антихрист воспользуется так называемой демократией, т.е. народоправством, именно таким образом правления, в котором всё решает не христианский разум, не христианская совесть, а так называемое большинство. То большинство, которое легко составить искусственно, подделать, подкупить, увлечь на время пышными словами и обещаниями. По слову и учению св. апостола, тайна явления антихриста, человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом или святыней, – тайна этого беззакония уже в действии. Но она не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий... От великих и богомудрых отцов наших и учителей слышали мы, что удерживающий – это и есть Самодержец христианский. Не будет Его в мире, и тогда путём большинства можно будет провести какие угодно постановления, в том числе и постановления, касающиеся веры. История учит нас тому. Она говорит нам, что, например, в Англии так называемый парламент, т.е. учреждение, состоящее из народных представителей, ограничивающее царя, делал постановления о том, как надо веровать, как спасаться, сколько принимать таинств. Это похоже на то, как если бы крестьяне мирским сходом, или полицейский чиновник постановили бы, сколько лиц в Боге, какого достоинства Пресвятая Богородица, и одни бы постановили одно, а другие – совершенно другое и противоположное. Конечно, если бы и у нас случилось нечто подобное, мы бы, по нашей христианской совести, не послушались бы никаких сходок, никаких приговоров, никаких народных представителей, хотя бы они даже все вместе и единогласно изменили нашу святую веру, как не слушали в подобных же случаях благочестивые верующие люди в Византии распоряжений о перемене веры. Ибо ещё апостолом сказано: если бы даже мы, апостолы, или если бы ангел с неба стал возвещать вам не то, что мы проповедали, то да будет анафема (Гал. 1:8). Но ведь от этого пошли бы смуты в царстве, раздоры в народе, и государство слабело бы и клонилось бы к неизбежному упадку. То правда, что и цари в Византии бывали еретиками, – слава Богу, у нас в России за тысячу лет её существования этого ни разу не случалось. Но когда пред нами один еретик, его можно и обличить, и убедить, вразумить, с ним можем предстать на самый суд Божий. Но что делать с так называемым большинством, когда лица, составляющие это большинство, и неизвестны, и съехались случайно, и разъедутся скоро, а главное, – все они из разных народностей, из разных вер, а часто и безбожники. К тому же для них выгодно, чтобы в государстве и в народе совсем бы не было единой и господствующей веры, чтобы каждый веровал по-своему, а мог и совсем ни во что не верить. Каких же указаний ждать от такого собрания об истине веры? И кто и когда дал свыше полномочия подобным собраниям законодательствовать в области веры и Церкви? И станут ли они признавать для себя учения и постановления православной Церкви по вере, что её словами и действиями руководит обещанный Церкви и ниспосланный некогда видимо Дух Святый?
А самодержавие Царей, Божьих Помазанников, тесно связано всеми интересами, всеми даже выгодами своими с торжеством и процветанием святой веры, ибо Самодержец – Царь христианский имеет опору и основу для своего существования и деятельности и для признания его верноподданными только в законе Божием и в христианской совести своей собственной и своего верующего народа.
Братие! На этой далёкой окраине, пришедши сюда из милых родных мест, утвердитесь и утверждайтесь в святой православной вере, не слушайте соблазняющего голоса различных сектантов, здесь уже появившихся и сеющих среди вас семена злоучения. Берегитесь этих врагов Церкви, не говорите уверенно, что вы не поддадитесь их воздействиям, будьте осторожны и к себе внимательны. Враг и силён, и хитёр, и опасен; не успеют вас поколебать словом, так соблазнят на деле; не захватят взрослых, так увлекут молодых. Особенно опасайтесь отдавать дочерей ваших в сектантские и раскольничьи семьи; не соблазняйтесь их видимой зажиточностью. Там дочерям вашим почти неизбежное отречение от православия, почти неизбежная духовная гибель. И на эту гибель нередко толкают детей сами родители из желания пристроить их выгодно и богато. Не продажа ли это святой веры и святого православия? Не продажа ли это своих детей в духовное рабство? Вы знаете, что, к сожалению, уже были среди вас примеры таких отпадений.
А затем, храните отцами вашими признанную, в вас воспитанную, для св. Церкви и для св. Руси спасительную преданность Царю Самодержавному и Его Царственному Семейству. Да будет наш Царь-Самодержец, как встарь, навсегда свободным, мощным, неограниченным, дабы в силе своей свободы и неограниченности Он мог властно дать своему народу защиту его святынь, его веры, нашей св. Церкви, дабы и в области житейской, ни от кого не зависимой, Он мог свободно дать народу всё ему необходимое. Вот и вы пришли на новые земли, вот и ваши соседи кругом на много вёрст заняли так называемые земли Кабинета и живут в довольстве; вот видите, ежегодно приливают сюда всё новые и новые волны переселенцев. Это Царь свободный и неограниченный самодержавным словом повелел отдать крестьянам эти земли, повелел, – и сбылось по Его слову. Ни в одной стране, ни в одном государстве мира не могло быть ничего подобного, ибо нигде нет царя самодержавного.
Будем же хранить это наше сокровище – самодержавие Царей, и не станем слушать тех многочисленных бывших преступников, сюда сосланных, которые нередко по деревням и сёлам расхаживают с хульными речами о Царе, или разбрасывают печатные листки с такими же обманными речами. От таких учителей, ссыльных, каторжников, убийц и воров, – подальше! Напротив, знай о том, что у Царя есть враги, что вам может грозить опасность, как бы не украли у нас наших сокровищ – православие и самодержавие, ещё крепче мы их полюбим, ещё большей любовью и преданностью их оградим. Сквозь такой оплот не пройдёт вражье слово и вражья сила.
Царя нашего многолюбимого и Его Супругу-Царицу, Виновницу нынешнего торжества, со всем Его нам дорогим Семейством, Господи, сохрани на многие лета! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).