Проповеди на праздники:


Закрепление евангельского предания в Иерусалиме. Синоптические Евангелия

Есть достаточные основания утверждать, что в Иерусалиме в эти годы совершилось и закрепление евангельского предания. Это суждение представляется нам наиболее вероятным решением так называемой «синоптической проблемы». Сущность её заключается в том взаимоотношении, которое наблюдается между первыми тремя каноническими Евангелиями. Даже самое беглое сопоставление Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки убеждает в том, что они совпадают как в общем построении евангельской истории, так и в отдельных частностях. Эта близость нередко выражается в буквальном совпадении, иногда распространяющемся и на малоупотребительные выражения (ср., напр., Мф.8:8–9 и Лк.7:7–8). Взаимное сходство первых трёх Евангелий выступает с особой отчётливостью из сопоставления их с четвёртым Евангелием: от Иоанна. Если расположить содержание четырёх Евангелий в параллельных столбцах, то окажется, что в этом обозрении – по-гречески, σύνοψις – против евангельского материала, вообще говоря, совпадающего в первых трех столбцах, будут пробелы в четвёртом столбце, и наоборот. Потому-то за первыми тремя Евангелиями и утвердилось название «синоптических», или «синоптиков», название искусственное, но наглядно выражающее их отношение между собой и их отношение к Евангелию от Иоанна. Но сущность синоптической проблемы заключается не только в том сходстве, которое наблюдается между первыми тремя Евангелиями. Сходство не исключает различий, которые иногда доходят до степени непримиримых противоречий. Достаточно сравнить план Евангелия от Матфея (напр., Мф.5–7 и Мф.8–9) с планом Евангелия от Марка и Евангелия от Луки. Мало того, нередко один и тот же эпизод евангельской истории или одно и то же поучение Христа Спасителя передаются с такими различиями в подробностях, которые делают согласование невозможным. Не подлежит сомнению, что притча о злых виноградарях была сказана Господом только однажды, между тем, в Мф. (Мф.21:39) и Лк. (Лк.20:15) виноградари выводят хозяйского сына из виноградника и убивают вне его пределов, а в Мк. (Мк.12:8) убийство совершается на винограднике и убитого виноградари извергают из виноградника.


Проповеди на праздники:

Наверх