Проповеди на праздники:


Заключение. Греческая философская терминология в Послании (Флп.4:2–23)

Отрывок Фил.4:2–23 представляет собой заключительную часть Послания. Он начинается с личных указаний (Фил.4:2–3), вызванных, по всей вероятности, дошедшими до апостола сведениями о недоразумениях между отдельными филиппийскими христианами, затем идут последние наставления (Фил.4:4–9), благодарность за помощь, которую филиппийцы оказали узнику Павлу (Фил.4:10–20), и, наконец, последние приветы и благословение (Фил.4:21–23). Нашего внимания требуют отдельные частности: во–первых, упоминание добродетели (ἀρετή) в Фил.4:8, не имеющее параллели в других Посланиях ап. Павла.

Оно представляет интерес потому, что термин ἀρετή был очень употребителен в языческой этике. Вполне возможно, что появление его в Фил. надо понимать, как первый признак усвоения ап. Павлом терминологии языческой моральной философии. Как мы в своё время увидим, Послания к Тимофею и Титу пестрят терминами стоической этики, которые оттоле получают право гражданства в христианстве. Стоицизм был философией широких народных масс в Римской империи. Очень вероятно, что ап. Павел и вошёл с ними в теснейшее соприкосновение в Риме. Во–вторых, необходимо отметить, что ап. Павел принял от филиппийских христиан материальную помощь, оказанную ему через Епафродита (ср. Фил.4:18). Он принимал её и раньше (ср. Фил.4:10, 15–16). Это исключение из общего правила жить своим трудом объясняется той любовью, которая связывала апостола и его филиппийских учеников, да и в оказываемой ему помощи он ценил не столько материальную сторону, сколько внутреннюю, духовную (Фил.4:11–13,17–18).


Проповеди на праздники:

Наверх