Проповеди на праздники:


Явление всемогущества Божия в нашем совоскресении Христу (Еф.2)

Второе основание есть явление того же могущества Божия в нашем искуплении, которое понимается как наше совоскресение Христу и открывает нам через Христа доступ к Отцу в Едином Духе (Еф.2). Мысль о нашем совоскресении Христу возвращает нас к первому основанию упования в Еф.1:19–23. Чередование местоимений и глагольных форм 1–го и 2–го лица множественного числа (ср. Еф.2:1 и сл., далее Еф.2:8 и т. д.) показывает, что, по мысли ап. Павла, в этом совоскресении участвуют христиане и иудейского («мы»), и языческого («вы») происхождения, хотя и обращается он в Еф. прежде всего к христианам из язычников (ср. Еф.2:1–2, 11 и сл. и т. д.). В единстве Тела (Христова) устраняется средостение, разделявшее иудеев и язычников (Еф.2:14–18). Это единство, достигаемое действованием Единого Духа, Который открывает и тем, и другим доступ к Отцу (Еф.2:18, ср. Еф.2:22), есть единство в Церкви (Еф.2:19–22). Церковь есть семья (ср. Еф.2:19: «свои Богу») или храм, построенный на Христе, как на краеугольном камне (Еф.2:20–21). Текст Еф.2:21 дошёл до нас в двух формах: πᾶσα ἡ οἰκοδομή значит – «все здание» (так – в русском переводе), πᾶσα οἰκοδομή, без члена, значит – «всякое здание». Первая форма относится к Церкви Вселенской. Критики теперь обычно предпочитают вторую. Во второй форме речь идет о Церквах поместных. Но и поместные Церкви строятся на Христе как на краеугольном камне (ср. 1Кор.3:11 и сл. в контексте). И то, что верно для Церкви поместной, то верно и для Вселенской Церкви.


Проповеди на праздники:

Наверх