Явление образов Церкви небесной и земной (Откр.12–14)
Но прежде чем перейти к излиянию семи чаш, тайнозритель проводит перед взором читателей ряд образов (Откр.12–14), которые могут быть понимаемы в плане Откр. как дальнейшее развитие той характеристики исторической обстановки, которая дана в образе двух свидетелей Откр.11:1–14.
В Откр.12 жена, облеченная в солнце (Откр.12:1), родит младенца мужеского пола, против которого восстает семиголовый дракон. В этом мифологическом образе, весьма распространенном в языческих религиях древнего мира (ср. особенно рождение Аполлона от Латоны и восстание на Аполлона дракона Пифона), для Иоанна должен был раскрыться глубокий смысл. Возможно, что он думал о тайне Боговоплощения, получающей, при таком толковании, космическое значение. Но несомненно, что он думал о Церкви. Экклисиологическое толкование Откр.12 есть толкование древних. В построении Откр. образ гл. 12 относится к борьбе в плане небесном, т.е. вневременном. В Откр.13 эта же борьба переносится в план земной, т.е. временный. И тот момент, как дракон стоит (ср. ἐστάθη: 3–е лицо: «он стал», в лучших рукописях Откр.12:17–13:1 а русского перевода) на песке морском, тайнозритель видит семиголового зверя, выходящего из моря (Откр.13:1). Мы уже имели случай отметить, что толкователи относят этот образ к Римской империи, а образ второго зверя, выходящего из земли (Откр.11 и сл.), – к жречеству императорского культа в Асии. Речь идет о восстании зла на земле. Термин «антихрист» в Откр. не упоминается, но зверь всеми своими чертами противостоит Христу (ср. Откр.13:3, 12 и 5:6, а также, в образе второго зверя, «два рога, подобные агнчим», Откр.13:11). Мы увидим, что это толкование подтверждается и символикой чисел (ср. особенно Откр.13:18). В Откр.14:1–5 злу противополагается добро. Это – все те же запечатленные сто сорок четыре тысячи главы Откр.7. Они стоят с Агнцем на горе Сионе (Откр.14:1). Как начаток (ἀπαρχή Откр.14:4, русский перевод: «первенцы») они живут еще в этом мире, но слава Откр.14:3 есть слава будущего века. Явление трех ангелов в Откр.14:6–13 предваряет суд (ср. Откр.14:7 и предварение приговора в Откр.14:8 и сл.). Образ суда дан в явлении подобного Сыну Человеческому (Откр.14:14–20). Двоякий исход, возможность которого мыслится в понятии суда, выражен в благодетельном образе жатвы (Откр.14:14–16) и грозном образе сбора винограда (Откр.14:17–19). В отличие от жатвы, сбор винограда совершает не Подобный Сыну Человеческому, а ангел. Образом суда кончается отрывок, начинающийся с явления двух свидетелей (Откр.11:1–14) и долженствующий обрисовать в плане Откр. ту обстановку, в которой совершается возглашение седьмой трубы и излияние семи чаш, а равно и показать смысл этих событий.