Явление Христа ап. Павлу
Но это первое явление Христа не было единственным в жизни Павла (ср. Деян.18:9–10, 22:17–21, 23:11). Во 2Кор.12:1–5 он говорил в формах третьего лица о человеке, который был восхищён до третьего неба и слышал неизречённые глаголы. Это был он в своем внутреннем человеке. Он делал различие между внешним и внутренним человеком (2Кор.4:16, 5:1 и сл.). К этому различию и относились его слова о сокровище в глиняных сосудах (2Кор.4:7). Он переживал страдания своего немощного тела как соучастие в Страстях Христовых (ст. 2Кор.4:10 и сл.). Соучаствуя в Страстях, он ожидал соучастия и в Воскресении. В конце Гал. он начертал слова, которые и поныне каждый православный монах носит на своем парамане: «Я ношу язвы Иисуса (в нашем разночтении: «Господа Иисуса») на теле моем» (Гал.6:17). По всей вероятности, Павел понимал «язвы» – στίγματα – переносно. Многие западные мистики – от Франциска Ассизского до наших дней – имели язвы (стигматы) Христовы в прямом смысле слова. Но ещё больше, чем болезни тела, последованием за Христом были труды и страдания апостольского служения Павла. Когда, в узах апостола, эти страдания достигли высшей точки, Павел, уже давший однажды свое богословие в системе Рим., дал новое систематическое построение в Еф. Богословие Еф. есть богословие мистическое. Содержание Послания оказало влияние и на его форму: Еф. в своих главных частях построено, как молитва. От славословия (Еф.1:3: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» и сл.) Павел обращается к благодарению (Еф.1:15–16а), которое тотчас же переходит в прошение (Еф.1:16б и сл., Еф.3:1, 13 и сл.). Прошение заключается новым славословием (Еф.3:20, 21).