Явих имя Твое человеком

Когда Сын Божий молил Отца небесного о прославлении Его на земле и на небе, Он вместе молился за бедное человечество, которое желает Он возвратить в состояние, некогда принадлежавшее ему. О Себе молил Он кратко. Но вот следует и особая молитва Его за людей, молитва пространная, молитва сперва за Апостолов (Ин. 17:6–19), потом за всех верующих (Ин.17:20–26).

В молитве за Апостолов прежде всего представляет Он взору Отца небесного их веру в Него (Ин.17:6–10).

Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша (Ин.17:6).

Имя Божие есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать ее. Когда питомцы ветхого завета спрашивали об имени Божием, то им указано было на имя Иеговы как на имя страшное, недоступное для мысли и языка людей. Один Сын Божий мог сделать доступным для людей имя Божества, как по Своей естественной близости к Богу Отцу, так и по любви Своей к людям. Он открыл имя Божие как имя вечной любви по отношению к людям и как имя Триединого в Самом Себе. Бога никтоже виде нигдеже, единородный Сын, сый в лоне Отчи, То исповеда (Ин. 1:18). Сам Сын Божий свидетельствует: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27). Что значат все те познания, какие имела мудрость мира о Творце и Промыслителе мира в сравнении с откровением Христовым?

Сын Божий открыл имя Божие тем, которых дал Ему Бог-Отец, отделив их от мира, и, следовательно, открыл не мир; – мир остался в неведении о Боге-Отце (Ин.17:25). Эти данные суть те, которые привлечены к Сыну чрез веру их (Ин. 6:34–47); это овцы Христовы, с которыми не имели ничего общего неверующие иудеи (Ин. 10:26). Это Апостолы Христовы, которых посылает Он в мир (Ин.17:18), простые рыбари по званию, но чистые сердцем и умом, с которыми Он был в мире (Ин.17:12), но которые, как и Он, не принадлежали расположениями своими к миру (Ин. 15:19).

Твои беша, и Мне их дал еси. В каком смысле Господь говорит об Апостолах Отцу Своему: Твои беша? По созданию ли называет Он их собственностию Отца или по происхождению их из народа Божия? Ни по тому, ни по другому. – Иначе и мир – создание Отца небесного, однако он враг Божий (Ин.17:6–25). Иначе и Синедрион – собрание чад Авраамовых по плотскому происхождению, и однако он оказался обществом, враждебным Христу и Богу. Апостолы – стадо Божие, собственность Отца небесного в том отношении, что Отец небесный избрал их себе в собственность в вечном совете Своем, как отделяет Он Себе все лучшее (Еф. 1:4), избрал их, потому что по Его предведению они суть «люди, боящиеся имени Иеговы, о которых Иегова сил сказал: сии будут Мои» (Мал.3:16–17); избрал потому, что они, по расположениям души, суть чада Божии, истинные Израильтяне (Ис.4:2), святое семя (Ис.6:13). В таком положении, быв вручены Сыну, они любезны Отцу и как любезные Ему переданы Сыну.

И слово Твое сохраниша. Что это за слово Отца, которое сохранили Апостолы? Спаситель говорил Иудеям: «вы не имеете слова Его (Отца), пребывающего в вас, потому что вы не верите Тому, Которого Он послал» (Ин. 5:38). Иудеи не имели в себе, не хранили в душе, не обращали в правила жизни учения пророческого: иначе они верили бы Тому, о Ком говорили Пророки. Апостолы были не таковы. Они соблюдали, как святыню, учение Отца небесного, возвещенное Пророками, и тем приготовили себя к принятию учения Христова.

Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть (Ин.17:7).

Вся, елика дал еси Мне: все, данное Отцом Христу Иисусу, относится к званию Его как Мессии, Посланника Божия, и, следовательно, это означает Его учение, дела, дары. Так говорил Он о Себе и в других случаях (Ин. 3:31, 13:3, 5:27). Поскольку Апостолы были искренними учениками Отца небесного и такими же учениками Господа Иисуса, то при всеx соблазнах, какие поставляло их вере неверие иудеев, они, наконец, уразумели, что дела и учение Христа Иисуса суть дела Отца небесного, что Он ничего не творил, ничему такому не учил, что не было бы согласно с волею Отца небесного. – «Ты имеешь глаголы жизни вечной, говорил Апостол Петр. Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6:68–69). Они утверждались в сей вере и свидетельством неба. Посему Апостол Петр писал: «мы были самовидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога-Отца честь и славу, когда от велелепной славы пришел к Нему голос» (2Петр. 1:16–17). Ныне уразумеша, говорит Спаситель, показывая тем, что разумение Апостолов возрастало постепенно, пока открылось в исповедании, которое пред тем произнесли они о Христе Иисусе (Ин. 16:30).

Яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистину, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси (Ин.17:8).

Вот путь, по которому шли смиренные ученики Иисуса: они принимали открытою душою все слова, которые сообщал им Господь. И вот успех, которого достигли они на своем пути: они столько успели, что уверились в божественном посланничестве Христа Иисуса.

Слова, которые дал Отец Сыну, составляют Божественное откровение о спасении человека (Ин. 6:68). И в таком виде принимали слова Спасителя ученики Его. Они принимали их по чувствам нужды в спасении души и по уверенности в том, что Бог, обещавший послать спасение людям, по Своей верности исполнит Свое Слово (Ин. 3:33); принимали их не как слова человеческие, но как слова Божии, искреннею и благоговейною верою (Ин. 3:34). Плодом того были убеждения высокие. Отчего? Каким образом? Очень просто. Смиренное внимание словам Господа глубже входит мыслями в божественные предметы, чем самонадеянный разум, который большею частию и не считает нужным размышлять о небе. Он, когда и помышляет о небесном, бросает вопрос за вопросом то о том, то о другом и третьем, и, не останавливаясь ни на чем, как должно, думает, что ему все известно (1Кор. 8:2–3). Такова была гордость иудейских книжников. Сего вемы, говорили они о Иисусе, откуду есть: Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет (Ин. 7:27). Смиренный ум не берет на себя многого, но с благоговением старается уразумевать открывающуюся волю Божию, уловляет вниманием каждое слово и на непонятное терпеливо ожидает объяснения. Так повелевает слушать учение о спасении Апостол Иаков: «отложив всякую нечистоту и остаток зла, в кротости приимите насаждаемое слово, могущее спасти души ваша» (Иак. 1:21). Так слушали Христа Иисуса Апостолы и, наконец, узнали, Кто таков учитель их. Конечно, вера их теперь еще не имела ни той полноты, ни той несокрушимой твердости, каких достигла она после под влиянием Духа Утешителя. Но они искренно узнали и поверили, что Христос Иисус – Божий Посланник (Ин. 16:27). И благий Господь любовию и молчанием покрывает недостатки их; с радостию любви представляет Отцу небесному хранившееся в глубине сердец их живое и дорогое семя, которое, под влиянием небесной росы, должно дать превосходные плоды; Он молит, да Отец небесный совершит начавшееся в них дело. Се же есть воля пославшаго Мя, говорил Он и прежде, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный (Ин. 6:40).

Аз о сих молю, не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне (Ин.17:9).

В побуждение к принятию молитвы Своей Спаситель представляет то, за кого молится Он теперь. Он говорит, что молится Он не за весь мир, а за тех, которые даны Ему Отцом. Это вовсе не значит того, что будто Господь совсем исключает мир из круга первосвященнической Своей молитвы, что будто потому сила искупительных заслуг Его простирается не на весь мир. О мире Спаситель молится далее, в той же первосвященнической молитве (Ин.17:20–23). За мир, распявший Его, молился Он и на кресте; Он есть Ходатай всего рода человеческого (1Ин. 2:1–2). Если говорит Он, что молится не за мир, а за учеников, то показывает собственно то, что ученики Его заслуживают преимущественной Его молитвы и преимущественного внимания к ним Отца небесного. Они даны Ему самим Отцом небесным. Это значит, как мы уже видели (Ин.17:6), то, что ученики Его возлюблены Отцом небесным, составляют избранное стадо Его. Сказав, что молится за учеников, Он напоминает о высоких нравственных качествах, какими украшены они, по Его свидетельству (Ин. 17:7–8). Мир и в очах правды Божией и в очах Любви небесной – не то, что избранные Христовы. Христос Иисус, по слову Апостола, есть «Спаситель всех людей, особенно же верных» (1Тим. 4:10). – Те, которые должны служить орудием спасения самого мира, благовестники Христовы, могли ли не быть предметом особенной заботливости Пастыреначальника Христа Иисуса? Так, други мои, не забывайте, что, каковы бы ни были священники и епископы, они, как преемники апостольские, как пастыри Церкви, находятся под особенным покровом Господа Иисуса, и ходатайство Господа Иисуса пред Отцом служит верным залогом готовой для них помощи в трудах и скорбях служения их.

Яко Твои суть, яко вся Моя Твоя суть, и Твоя Моя, и прославихся в них (Ин.17:10).

Твои суть. А прежде говорил: Твои беша. Это значит, что Апостолы и после того, как даны Иисусу Христу, остаются дорогою собственностию Бога-Отца.

Частную эту мысль об учениках Спаситель основывает на общей мысли об отношении между Ним и Отцом. Он не говорит: «все Мои», а говорит: все Мое. Если бы Христос Иисус сказал только: «все Мое принадлежит Тебе», это было бы еще не много, это мог бы сказать о себе и Ангел. Но сказать Отцу: «все Твое принадлежит Мне» может только Сын Божий. Здесь показывается уже равенство власти и силы Бога-Отца и Бога-Сына, – показывается такое же отношение Сына Божия к миру, в каком пребывает Отец.

Какое же утешение для учеников Иисусовых знать, что, принадлежа Христу Иисусу, принадлежат они Отцу небесному и что при таком положении своем они – предмет любви Отца небесного!

И прославихся в них. – Вот еще побуждение ходатайствовать за искренних учеников! – Христос Иисус прославился в учениках своих тем, что они признали в Нем Господа Своего, учением и делами возвещали о Нем как о Посланнике Божием, как о Спасителе мира, как о Сыне Божием. – Для полного прославления Его в них многого еще не доставало в них теперь; но Господь зрит будущую действительность, которая имеет раскрыться из настоящей – Он видит в слабых рыбарях победителей векового язычества, насадителей церквей, неустрашимых учителей синагоги и кесарей. Он видит в лице рыбарей всех тех, которые, приняв учение их, славят имя Его на земле и на небе (Ин. 17:20).

О как много значит для нас, слушатели, искренним сердцем любить Господа, как любили Его галилейские рыбари! Простота их воспомянута Спасителем в ходатайственной молитве к Отцу небесному, и им испрашивается особенная любовь Его. Истинно, истинно едино есть на потребу. Земля и все знаменитости ее – пройдут без следа. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх