Я с вами во все дни до скончания века
Христос воскресе!
В эти священные дни праздника Христова Воскресения, праздника Пасхи, за божественной службой в святых храмах читается Евангелие от Иоанна. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Христа Спасителя, самым преданным, беспредельно любившим Господа. И в момент Фаворской Славы, и в момент голгофского уничижения Иоанн был с Ним. Он наименован Богословом, ибо оставил верующим людям на страницах Евангелия высокие истины о Боге, слова Божественной Премудрости.
Только что мы, братья и сестры, слышали краткий отрывок из Евангелия апостола Иоанна Богослова. Он говорит, что Бога не видел никто никогда (Ин.1:18), т. е. не видел Его во всей полноте Его величия, могущества и вездеприсутствия. Господь превышает Собою всё, потому что всё в Его руке содержится, и ограниченной твари невозможно вместить Невместимого, постигнуть до конца Его величие. Один из учителей Церкви Христовой говорит: перед тобой, человек, протекает река; ты знаешь, что никогда не выпьешь ее до конца, как бы ты ни жаждал и сколько бы ты ни пил. Но неужто тебе умирать от жажды и не пить только из-за того, что ты не сможешь вместить в себя всю воду? Ты должен утолять свою жажду, должен насыщаться водой в меру своих сил.
Этот пример можно применить и к богословию – высшему учению о непостижимости до конца тайны Божества. Перед нами река, даже океан Премудрости Божией. По сравнению с океаном, мы только капля воды. Капля не может вместить в себя всего океана. Но естество и в океане, и в капле аналогичное, сродное. Бог по отношению к нам – это океан, а мы по отношению к Нему – капля воды океанской, но воды той же самой, имеющей в себе душу, разум и бессмертие – то, в чем состоит наше богоподобие. И мы должны пить воду, утоляя свою духовную жажду. Стремясь к Богу и познавая Его, мы общаемся и соединяемся с Ним, ощущая Его величие, благость, любовь и постоянное присутствие среди нас.
Христос Своим Пришествием в мир открыл нам Бога, тайну Живоначальной Троицы, Божественные свойства, как то: любовь, милосердие, благость, долготерпение, всемогущество. Своим Пришествием в мир Христос озарил умы человеческие ведением Божества, дал нам Откровение о Боге и о человеке. Всё учение Христа, которое мы ныне имеем, Его слова и чудеса являются для нас, людей, сокровищем святым и совершенным. Всё Свое учение Христос утвердил искупительным подвигом и преславным Своим Воскресением. Не случайно святые апостолы и Церковь святая на Воскресении Христовом, как на камне краеугольном, полагают свое основание, учение и, наконец, свое существование. Апостол Павел утверждает, что если бы Христос не воскрес, тщетной была бы вера наша и их проповедь. Но Христос воскрес, став начатком умерших, проложив путь человеку ко всеобщему воскресению, к вечности.
Апостолы видели Воскресшего, свидетельствовали о Его Воскресении, уверяя в этом людей. Доказательством истины Воскресения Христова является бытие на земле Церкви Христовой, Им основанной и Им охраняемой. Христос обещал, что врата адовы никогда ее не одолеют. Бытие Церкви – это непреложная истина действительности Божьего бытия и Воскресения Господня.
В эти священные дни, когда мы исполнены радости о воскресшем Господе, когда Сам Господь воскрешает наши грешные души для более светлой и совершенной христианской жизни, мы приобщаемся истине Воскресения и на факте Воскресения Христова утверждаем свою веру и свое христианское бытие. Воскресший Христос живет всюду, ибо на всяком месте владычество Его. Он всегда с нами по неложному обещанию: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Он всё Собой наполняет. Живет Он на земле, живет Он в душах верующих людей, живет Он и в храмах Божиих. Живет Он в Таинствах, которые совершаются Церкви. Живет Он с нами, с нами и шествует по жизненному пути, как шествовал Он с двумя учениками в Эммаус. За каждой Божественной литургией познаётся в преломлении святого Хлеба. И в этом-то, братья и сестры, сущность Его величия и непостижимости, Его постоянного присутствия с нами и Его живой действенной силы, которая пребывает с верующими людьми вовеки. Аминь.