Проповеди на праздники:


Взятие Иисуса Христа под стражу

По свидетельству синоптиков, иудейские начальники наложили руки на Иисуса (Мф.26:47–56; Мк.14:43–52; Лк.22:47–53) тотчас по окончании моления о чаше. В Иоанновском повествовании параллелью является отрывок Ин.18:2–11. Присутствие членов Синедриона, засвидетельствованное в Лк. (ср. Лк.22:52), показывает, какое значение они придавали расправе над Иисусом. Они имели с собой храмовую стражу (ср. Мф.26:47; Мк.14:43; Ин.18:3) и римских солдат. О присутствии римлян, которое показывает, что Синедрион заблаговременно заручился их поддержкой, свидетельствует один евангелист Иоанн, упоминающий в Ин.18:3 спиру (ἡ σπεῖρα), т. е. когорту, конечно не в полном составе, но с трибуном во главе, присутствие которого отмечается в Ин.18:12: «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его» (ср. ὁ χιλίαρχος, буквально: «тысяченачальник»; в латинском переводе технически точно: tribunus). Пришедшим взять Иисуса дорогу указал Иуда. Его лобзание упомянуто только в Мф. (Мф.26:48–49) и Мк. (Мк.14:44–45). Лука говорит о его намерении облобызать Иисуса (Лк.22:47) и о вопросе Иисуса: «Иуда, лобзанием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк.22:48). В Ин. (ср. Ин.18:3–5) о лобзании Иуды вовсе нет речи. Иисус называет Себя Сам. При этом Иуда стоит как бы молчаливым свидетелем. Но, может быть, Plusquamperfectum εἱστήκει в Ин.18:5 (русский перевод: «стоял») позволяет думать о некоем движении Иуды, после которого он стал неподвижным. Этим движением могло быть и лобзание. При таком понимании Иоанновское повествование было бы запечатлением момента, по времени следовавшего за тем, который получил выражение в повествовании синоптиков. Во всяком случае, было бы преувеличением говорить о неразрешимом противоречии между обоими повествованиями.

Ученики оказали попытку сопротивления. О ней говорят все четыре евангелиста. В Мф. и Мк. она предшествует бегству учеников. Поэтому было бы неправильно думать, что один только Петр, имя которого названо в Ин. (ср. Ин.18:10–11), был готов поднять оружие в защиту Учителя. В Лк. «бывшие с Ним» (οἱ περὶ αὐτόν) предлагают Ему ударить мечом (Лк.22:49). И один из них – мы знаем теперь, что это был Петр, – усёк ухо рабу первосвященника (Лк.22:50). Об усечении уха свидетельствуют все четыре евангелиста. Они согласно свидетельствуют и о том, что Иисус возбранил сопротивление (ср. Мф.26:52–54; Лк.22:51а; а также Мк.14:49б). В Лк., как знак неодобрения проявленной учениками инициативы, можно толковать и исцеление усеченного раба (Лк.22:51б). В Ин. подчеркнута мысль о добровольности Страстей (Ин.18:11). Там же названо имя не только Петра, извлекшего меч, но и раба, этим мечем усеченного: Малх. Интересно, что семитический корень mlk значит «царь


Проповеди на праздники:

Наверх