Взаимосвязь лепты вдовицы с обличением фарисеев
С обличением книжников в краткой форме Мк. и Лк. связан сохраненный только этими двумя евангелистами рассказ о лепте вдовицы (Мк.12:41–44; Лк.21:1–4). Господь обратил внимание учеников на жертвенность бедной вдовы, вложившей в храмовую сокровищницу две лепты, или, по замечанию Мк.12:42, один кодрант, составлявший всё, что она имела для своего пропитания. Если принять во внимание, что прожиточный минимум был равен в то время одному динарию, а кодрант, или, в правильном латинском произношении, квадрант (quadrans), составлял 1/4 асса (или ассария), иначе говоря, 1/64 динария, то окажется, что женщина не имела для своего пропитания почти ничего, и это ничто, свою последнюю крупицу, она отдала на храм, принесла в жертву Богу. После того что Господь сказал о книжниках, ученики должны были оценить значение лепты вдовицы. Не была ли она одной из тех вдов, которых обирали книжники, предававшиеся лицемерно долгой молитве? С другой стороны, Господь только что, в ответ на вопрос книжника, выразил существо закона в двоякой заповеди любви. Вопрошавший Его книжник с Ним согласился и в подтверждение согласия тоже процитировал закон. И, однако, любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближнему, явил не книжник, а бедная вдова явила в своем жертвенном подвиге. Книжники, поедая дома вдов, тем самым показывали, что не имели любви к ближнему. Их лицемерно долгая молитва покрывала и отсутствующую любовь к Богу. Указанием на лепту вдовицы Господь как бы подвел перед учениками итог Своим обличительным речам против иудейских вождей. Для учеников и было назначено эсхатологическое учение, составляющее содержание последней большой речи Иисуса в Иерусалиме в преддверии Страстей.