Взаимные отношения людей. В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Евангелие о совершенном милосердии. 1907 г.

Взаимные отношения людей. В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Евангелие о совершенном милосердии. 1907 г.

Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6:31).

Сколько ныне мы слышим всяких разговоров о том, как лучше устроить жизнь людей! Сколько по поводу этих вопросов люди волнуются и спорят! Сколько со всех сторон предлагается самых различных способов достигнуть всеобщего порядка и счастья!

И в самом деле, нельзя же человеку жить по-звериному. Ведь только у зверей каждый заботится лишь о себе, и если один сыт, то он уже о другом не думает, мало того, он недоволен чужим довольством и готов отнять пишу у соседа, хотя сам не голоден. Так поступают животные, а у людей, разумных существ, должно всё быть иначе. Нужно человеческой жизни дать такое устройство, чтоб оно доставляло всем довольство, чтобы счастье одного не было несчастьем другого, чтобы человек жил и жить давал другим. Как же это всего лучше устроить?

На этот вопрос отвечают различно. Но больше всего надежд возлагают теперь обыкновенно на хорошее государственное устройство, на хорошие законы. Пусть будет так. Но спрашивается: ведь и законы нужно создавать на какой-либо основе, и для законов нужно иметь какое-либо руководство и вечное правило. Где же оно, это правило? А без такого вечного и для всех обязательного правила, законы обратятся в постоянно меняющийся произвол и каприз, и тогда разве можно устроить твёрдую, надёжную и прочную жизнь? Конечно, это невозможно. А затем ещё: что же делать с людьми, если они не захотят данных законов исполнять? Ведь они могут сказать: законы придумали люди, а мы – тоже люди: мы этих законов признавать не желаем, мы себе придумаем другие законы. Придётся тогда применять к таким непокорным принуждение и насилие, а они спросят: кто вам дал такие права нас понуждать? И на насилие они ответят тоже насилием. И получится, вместо порядка, мира и благоустройства, только беспорядок, злоба и расстройство жизни, и нечем будет этого зла прекратить. Так, выходит, плоха надежда на законы и законодательство, на которые теперь многие уповают.

Где же такое вечное правило и для законов, и для людей? Человек такого правила дать не может, ибо на всём человеческом лежит печать греха, ошибок и заблуждений, и оно не может быть обязательно для человека. Правило такое даёт Сам Господь. Поэтому-то оно и обязательно для нас. Послушай и исполни его не только потому, что оно тебе же полезно и для тебя спасительно, но и потому, что оно – Божье повеление, повеление Создателя для Его создания, повеление любящего и милующего Господа для человека, которого Господь предназначил к вечному блаженству и к этому блаженству его ведёт. Ты не хочешь исполнять этого правила, – тебя принудит власть земная. Ты спросишь: по какому праву она это сделает? Тебе ответ готов: по праву, от Бога данному. Сущие власти от Бога учинены суть, – учит св. апостол; они назначены в поощрение добрым и в наказание злым, – так учит другой апостол. – Хочешь ли не бояться власти, делай добро, и будешь иметь от неё похвалу, наставляет апостол (Рим. 13:1; 1Пет. 2:14).

Правило Божественное, определяющее поведение человека и взаимное отношение людей, мы сегодня слышали в святом евангелии. Оно коротко: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, и вы поступайте с ними так же».

По этому золотому правилу надо построить всю свою жизнь и на нём же основывать и законы государственные. Итак, ты, конечно, хочешь, чтобы нажитое твоим трудом имущество, или приобретённое твоими родителями и переданное тебе достояние оставалось бы твоей неотъемлемой собственностью: и в отношении к другим людям держись такого же правила, и законов желай таких, которые бы не отнимали, а охраняли собственность каждого гражданина. Не слушай тех, кто говорит, что нужно для справедливости и равенства отнять у богатых то, что они имеют, и отдать неимущим: это не справедливость и не равенство, а насилие.

Ты дорожишь своей честью и своим добрым именем; тебе неприятно, и горько, и обидно, если тебя злословят враги, если на тебя возводят всякие клеветы. Не слушай же тех людей, которые, чтобы достигнуть своих скрытых целей, клевещут на всех с ними несогласных: на царей, на правителей, на людей, преданных родине и порядку, на людей, преданных вере Христовой.

Тебе дорога́ твоя жизнь: пусть же уши твои будут глухи к тем призывам к убийствам и насилиям, к бунтам и кровавым мятежам, к которым побуждают народ наш разные подстрекатели, обещая ему, что тогда, после так называемой «революции», они дадут нам новые совершенные законы и новый строй государству. Такие законы и такой строй, на убийстве, преступлении и на крови взращённые, не принесут народу счастья.

Ты хочешь, чтобы те, которые тебе должны быть покорными: дети, слуги, подчинённые, исполняли то, что ты им укажешь делать по долгу своему, чтоб они слушались тебя, как отца, хозяина или начальника, – исполняй же и сам распоряжение высшей тебя власти не только за страх, но и за совесть.

Тебе обидно, если законы, благоприятные для тебя, не исполняются, а отяготительные для тебя действуют. И сам ты, поэтому, исполняй всё, что законно поставлено властью для подчинённых, – и то, что тебе выгодно и приятно, и то, что для тебя стеснительно.

Тебе было бы горько и обидно, если бы законодатели так назначали и составляли законы, чтоб они только для них самих были выгодны, чтоб они заботились только о себе, хотя бы они и были большинством; ты тогда можешь сказать: «ваша сила, но не ваша правда». Поэтому не помогай таким деятелям общественным, которые обещают дать законы, несправедливые для одних, хотя бы выгодные для тебя самого, когда, например, обещают отобрать законом земли, имущества, отнять чьи-либо права, лишить заслуженного и передать тебе и другим. Ныне ты взял, а завтра у тебя возьмут.

Так всегда и во всём спасительно и благотворно вечное правило святого Евангелия: «Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде».

Много ныне говорят о том, как благоустроить жизнь людей. А разрешение этого вопроса, с одной стороны, и ясно и легко – для праведников, а с другой стороны, и трудно – для грешников. Разрешение – простое: живите по-христиански, исполняйте христианский закон, и жизнь ваша будет и благоустроенной, и счастливой. А в этом христианском законе, в указании взаимных отношений людей, самое золотое и главное правило мы и слышим сегодня в евангелии. Повторим его ещё раз и запомним: «Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде!» Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх