Проповеди на праздники:


Взаимная любовь. Слово на день рождения вдовствующей Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, 1902г.

Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:3)

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, начавший свое высочайшее благовестие сказанием о вечном бытии Бога-Слова и о сотворении через Него и Им всего мира видимого и невидимого, и всех одушевленных и неодушевленных тварей, возгласил в начале Евангелия своего: все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Таким образом, мы все бытием и благобытием своим одолжены Богу-Слову, Который в конце веков благоволил воплотиться и стать навеки, без конца, совершенным Человеком Иисус – Христом, пребывая от вечности и навеки бесконечным Богом.

Мы сегодня празднуем рождение Императрицы – Матери Царя, прежде всех веков предуведенной Богом – и в свое время, именно в наше время – призванной к бытию и отменному, высокому чадородию, плодом которого был и есть, между прочими, наш царствующий Государь Император. Велико избрание и предназначение Царицы-Матери. Зрите – Сын Ее, Император всея России – и повелевает пятою частью света. Какое избрание и назначение Божие, какая редкая доля в человечестве, а сообразно с таким избранием – какой священный, великий долг лежит на Ней перед Богом и человечеством, ибо чем выше избрание Божие, тем большие, высшие и ответственные обязанности перед Богом и человеками воспринимает избранное Лицо: и во-первых, Она Мать Царя и царственных чад, которых она воспитала соответственно их высокому назначению, а во-вторых, Она царственная Мать всех верноподданных, но особенно всех воспитавшихся и воспитывающихся в России девиц тех воспитательных учреждений, которым усвоено Ее имя. Она – их Попечительница благожелательная не по имени только, но на деле: ибо они пользуются самым тщательным надзором и руководством верных и усердных Ее помощников и помощниц в важном деле христианского воспитания. Как бывшая Супруга усопшего Царя Миротворца, хорошо знавшая Его царские идеалы, мысли, намерения, желания, предприятия, Она благожелательно передала их царствующему Сыну и в этом отношении Ей принадлежит важная доля воспитания Царя-Сына: ибо кто лучше мог знать и передать заветы Царя Миротворца и Отца русского народа, как не Его Супруга? Она была вернейшею истолковательницей заветов державного Своего Супруга воцарившемуся Сыну; и Он твердо хранит заветы Отца-Царя, – твердо идет по стопам Его, бодро стоит на страже Своего царства, охраняя Его державною Богом данною властью от всякого посягательства на его целость – внутренних и внешних врагов, также как и на страже внешней охраны – безопасности веры и Церкви Православной, как твердейшего оплота и хранилища царства Русского; ибо в твердом единении Церкви и Царства заключается непобедимая сила, сила Божия.

И каждый из нас, дорогие братия, вместе со своим бытием, данным от Бога, получил свое назначение – устроить благополучие и спасение свое и ближних своих, как членов единого великого государственного тела, коего благо зиждется на общем, единодушном стремлении к общему и частному благу всех членов, – и как членов единого духовного тела Церкви, или благодатного царства Христова. Это назначение – верность Богу и Царю, верность семейным, гражданским и христианским обязанностям, верность, доброжелательство, честность и справедливость во взаимных отношениях, заботливая охрана семьи, духовного семейного очага, верность мужей и жен, христианское воспитание детей, охрана их от всяких соблазнов, приближение их к Св. Церкви, как данной нам Самим Богом Воспитательнице для времени и вечности, хранение каждым своей веры в чистой совести; поддержка истинного духа благочестия, в котором так сильны были наши предки, отстоявшие нам с непоколебимою твердостью целость нашей Св. Веры и Церкви; верность Царю и властям от Него поставленным для устроения общего блага; частное и общее попечение о соблюдении целомудрия, воздержания; о взаимной помощи друг другу в вере и жизни, в скорби, болезни, нужде и горе; ибо в настоящее время налегли на нас многие скорби и бедствия, особенно от шатания нравов, от непрочности супружеских и семейных союзов, от всепожирающего гибельного пьянства и разврата, – от неурожаев хлеба и травы, или от полной порчи полей и скошенных лугов непрерывными дождями.

Будем по силе своей носить тяготы друг друга и таким образом исполнять свое предназначение. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Аминь.

Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев).  Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.


Проповеди на праздники:

Наверх