Высшая заповедь. Проповедь в церкви в селе Никольском 3 июля 1960г.
Несколько раз за последнее время, дорогие мои, я собирался помолиться с вами в этом благолепном святом храме, но то занятость церковными делами, то мои поездки за границу по делам мира не давали мне этой радостной возможности. Я рад сегодня вновь посетить этот святой храм и помолиться вместе с вами не только в воскресный день, но и в день, когда ваш отец настоятель и отец протодиакон получили высшие награды.
Что я хотел бы сказать вам, мои возлюбленные, мои дорогие, мои милые во Христе чада, братья и сестры! Мне хочется напомнить вам о том, о чем никогда православный христианин не должен и забывать, о чем всегда должен помнить: сказать вам о высшей и наибольшей заповеди нашего христианского закона. Так эту заповедь — высшей и наибольшей — называл Сам Господь Иисус Христос, когда Его спросили, какая наибольшая заповедь в законе. Что Спаситель ответил, вы знаете, и я только напомню лишний раз вам об этом; хочу пространнее изъяснить эту заповедь Христову: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем помышлением твоим”. И вторая заповедь, подобная первой: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. В этом, — сказал Спаситель, — весь закон и пророки. Это главная, это наибольшая заповедь, и кто исполняет эту заповедь, тот воистину православный христианин, чадо своего Небесного Отца.
Мы должны любить Господа Бога своего всем своим сердцем, всей своей душой. И как, дорогие мои, нам не любить Господа Бога: ведь мы православные Его дети, мы веруем, что это Он послал нас в этот мир, Он даровал жизнь каждому из нас, и эта жизнь наша земная, наряду с неизбежными скорбями и болезнями, необходимыми нам для искупления наших грехов, дает каждому из нас многие радости. Это — радость труда, радость, какую дает нам расстилающаяся перед нами прекрасная во всей своей красоте природа; радость, какую дает людям искусство, музыка. Но это — все еще земное. Самая большая радость, какую дает нам пославший нас в эту жизнь Господь наш Иисус Христос, это радость жизни вечной, это радость о том, что мы никогда не умрем, что мы уйдем отсюда в жизнь, не знающую конца. Если бы мы знали о том только, что мы умрем и обратимся в прах, и умрет навсегда наше сознание, наше сердце, которое бьется и радостями, и скорбями в этой жизни, если бы представляли себе, что нас ждет только мрак и темнота небытия, — все радости этой земной жизни потеряли бы свои краски, свою привлекательность, потому что только что-то темное, страшное и неведомое ждало бы каждого из нас: потому что после смерти мы, подобно животным, обратились бы телом своим только в прах и навсегда.
Но Господь наш Иисус Христос даровал нам высшую радость — радость знать о том, что нас ждет жизнь вечная, и для тех, то живет со Христом, жизнь вечная с Богом своим, в Которого мы веруем, Которому мы молимся, Имя Которого мы призываем. Какая это радость в жизни, и как мы должны любить Господа Бога своего за то, что Он дарует нам вечную жизнь с Собой в бесконечных веках!
Как нам не любить Господа Бога, если Отец Небесный послал некогда Своего Сына на землю для того, чтобы Сын Божий во образе Иисуса Христа за нас пострадал, взял на Себя наши грехи для того, чтобы их искупить перед лицом Правды Божией, чтобы во имя Своей крестной и кровавой смерти даровать всем кающимся в своих грехах грешникам вечное прощение, чтобы смывать с нашей грешной души при нашем покаянии все наши грехи и беззакония, когда мы их оплакиваем в слезах раскаяния.
Представьте себе, это так не трудно, отношение земных родителей к детям, — родителей, которые любят своих детей, и детей, которые любят своих родителей. Если родители еще живы при детях на земле, но живут где-нибудь далеко в разных местах нашей страны, у любящих детей не умирает тоска по родителям, хочется хоть редко, а может быть и каждый год, навестить своих любимых отца и мать, чтобы посмотреть в дорогие глаза, чтобы почувствовать теплую отцовскую и материнскую руку, которая ляжет на голову любящих и любимых детей. И издалека едут к своим родителям любящие их дети, чтобы испытать эту радость своего сыновства, своей сыновней любви.
Мы должны любить Господа Бога своего, и значит мы должны любить Дом Божий — святой храм Божий, где наша душа соприкасается незримо и таинственно в часы и минуты нашей истинной и нашей горячей молитвы. “Где два или три соберутся во Имя Мое, там Я посреде их”, — сказал Господь наш Иисус Христос. И кто искренне любя своего Господа, молится в храме Божием, тот не может не почувствовать эту близость Божию к нам, эту Руку Божию, которая касается нашего, часто в скорбях приходящего, со всеми заботами, сердца.
Поэтому наша любовь к Господу должна выражаться и в любви к храму Божию, где небо, по словам святого Иоанна Златоуста, опускается на землю, где “силы небесные с нами невидимо служат” и где Сам Господь наш Иисус Христос под таинственным образом Своего Божественного Тела и Крови Христовой присутствует среди нас и питает нас Своей Божественной Пищей.
С любимым отцом, матерью, братом, сестрой, с любимым человеком мы хотим наслаждаться беседой. Господь Иисус Христос знал об этой потребности человеческой души, и, вняв нам, вложив в наши сердца любовь к Себе, Он научил нас беседовать со своим Небесным Отцом в молитве. Он Сам нас научил молитве, которая называет молитвой Господней: “Отче наш, Иже еси на небесех…” А Его святые ученики, Его святые последователи научили нас и другим молитвам, в которых мы призываем Имя Божие, в которых раскрываем свою душу со всеми ее нуждами, со всеми ее скорбями, со всеми ее радостями, и благодарим, и плачем, и молим Господа о том, чтобы Он не оставил нас грешных за грехи наши, о том, чтобы Он покрыл Своею любовию те грехи, которые мы сознаем, в которых мы каемся перед лицом Господа Бога.
Вот, если мы любим Господа Бога своего, — а как нам не любить Его, мы должны любить и святой храм Божий, и молитву, как беседу нашего верующего сердца с Господом.
Если наш любимый отец еще при жизни своей, или перед смертию своей оставляет нам завещание о том, как надо жить, как уклоняться от всякого зла, как делать людям добро, — это завещание наших любимых родителей бесценно дорого для нашего любящего их сердца. Господь наш Иисус Христос, Которого призваны любить наши сыновние сердца, оставил нам это завещание в Своем Божественном Евангелии, завещание о том, как надо прожить, чтобы душу свою спасти для вечности, чтобы, подойдя после смерти к дверям Царства Небесного, найти эти двери не закрытыми за грехи наши, но открытыми для вечной жизни со своим Господом. В Святом Евангелии Господь наш Иисус Христос научает нас любви, терпению, смирению, кротости, преданности воле Божией, милосердию, чистоте: Он зовет нас подражать Ему, чтобы двери Царства Небесного раскрылись перед нами. Ведь воля Божия такова, чтобы никто из нас не погиб для жизни вечной, но чтобы все мы спаслись, чтобы все мы вошли в жизнь вечную не для вечной скорби и муки, а для вечной радости, для вечной жизни со своим Спасителем.
Вот необходимое, насущное проявление нашей любви к Господу. Мы должны дорожить Словом Божиим, как завещанием Господа Бога, оставленным нам на земле, внимать Ему, когда Слово Божие проповедуется, когда оно читается и воспеваются слова Его в храме Божием; и дома, имея священные книги, раскрывать их перед собой, чтобы вбирать в глубину своей бессмертной души эти святые, вечные истины Слова Божия, какие оставлены нам в руководство и для исполнения нашим Небесным Отцом и Божественным Его сыном Господом Иисусом Христом.
Это первая половина заповеди нашего Господа Спасителя. Не может быть любви к Господу без любви друг к Другу, без любви к ближнему своему. И Сам Господь Спаситель сказал, что вторая заповедь подобна первой (подобна, не ниже первой) — возлюби ближнего своего, как самого себя. Господь Спаситель завещает нам: “Заповедь новую оставляю вам: да любите друг друга”. Так говорил Он накануне Своих страданий.
Любовь, по Слову Божию, прежде всего милосердна и сострадательна. Нужда нашего ближнего должна так переживаться нами, как бы наша собственная нужда. Потому и спросит Господь на Своем Страшном Суде, как Он Сам сказал, и на страницах Святого Евангелия это записано: “Болен был Я, посетили ли вы Меня? Голоден был и жаждал Я, накормили ли, напоили ли вы Меня?” Нужда ближнего нашего, его горе, его страдания, его жажда, его голод, его муки должны быть близки нашему сердцу, если мы любим Господа своего. Во имя любви к Господу мы должны уметь сострадать и милосердствовать в отношении братьев своих и сестер, которые имеют нужду и которые ждут от своих собратьев о Господе этой любви, как свидетельства, как доказательства истинной любви нашей к Господу Богу.
Святой Апостол Павел говорит, что любовь, завещанная нам Господом Спасителем, не гордится, не превозносится. Если ты делаешь доброе дело, не гордись: этим ты исполняешь только свой долг любви по отношению к своему Небесному Отцу и по отношению к ближнему своему. Если ты с гордостью и самолюбием помыслишь о том, что ты сделал доброе дело, ты погубишь это дело, оно ни во что не вменится тебе, ты будешь подобен фарисею, который в притче Христовой говорил: “Я пощусь два раза в неделю, я десятину отдаю на храм”, похваляясь своими добрыми делами, и за это был осужден Господом.
Любовь, говорит нам Слово Божие, не завидует. истинная любовь к брату своему не знает зависти. Как учил Святой Апостол Павел: “Имея одежду и пищу, будем довольны этим”. Зависти не должно быть в нашем сердце к тому, кто имеет больше, чем имею я, кто живет с внешней стороны лучше, чем я живу. Если я живу со Христом, в этом мое наивысшее счастье. Истинная любовь не знает зависти.
Слово Божие говорит нам о том, что любовь не мыслит зла. Там, где любовь, не может быть гнева, мести, злобы, осуждения, лжи: там не может быть всего того, что оскверняет мою душу, и чем я хочу осквернить душу ближнего своего. Истинная любовь не знает зла, как говорит Слово Божие, потому что ближнего надо любить во имя любви к Господу, Который столько благ нам дает, — и еще больше даст в жизни вечной, — что во имя этой любви и этих благ в нашем сердце не должно быть никакого зла, осуждения или гнева на ближнего своего. Кто имеет такую любовь к ближнему, тот этим самым исполняет наибольшую заповедь закона Божия: возлюби Господа Бога твоего как Он Сам не только возлюбил тех, кто ходил за Ним в дни Его земной жизни, но молился и за тех, кто Его распинал; “Остави им, Отче, они не ведают, что творят”. Он показал наивысшую Свою любовь, умирая не только за праведников, но и за грешников всего мира. Он научает и нас подражать Ему, любить ближних своих, любить друг друга, любить верующих и неверующих, близких по родственным связям или дальних. Все мы дети одного Небесного Отца, и да не будет в сердцах наших чувства ни озлобления, ни гнева, ни какого-либо зла на ближнего своего! Этим мы, повторяю, исполняем заповедь Христову о любви к Нему, ибо сказал Спаситель: “Возлюби Господа Бога твоего всей душой твоей, всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”.
Вот мои милые, мои дорогие во Христе чада, я хотел в эти часы нашей совместной с вами молитвы напомнить вам еще раз эту заповедь Христову, высшую и наибольшую заповедь, и от всей души хочу показать, и об этом молился я грешный, склонив колени перед Престолом Божиим в этом святом храме, чтобы любовь к Господу Богу, к святому храму Божию, к Слову Божию, к молитве, любовь друг к другу царила в ваших сердцах, чтобы ваши сердца были воистину храмом живущего в них Духа Божия, Который есть Дух любви. Любви научил нас и продолжает учить нас, и до скончания века будет учить тех людей, которые придут на смену нам, Господь наш Иисус Христос. Силою и благодатию Святаго Духа Он учит в храмах Божиих, учит через Слово Свое, учит нас примером Своей жизни земной, ибо Господь наш Иисус Христос являлся совершенством красоты духовной: величайшей любви, кротости, смирения и чистоты, которым научает Он и всех нас.
Спасибо вам, дорогие, встречавшие меня с цветами; спасибо вам за любовь, с какою меня встретили; благодарю вас за нашу совместную молитву и верую, что, по нашим грешным молитвам, Господь Бог ниспошлет вам Свое Божественное благословение и укрепит всех вас в той любви к Нему и друг к другу, которой научил нас Господь Иисус Христос, и которая до скончания века для всех людей, для всех народов, пока стоит эта земля, будет наивысшей заповедью Божественного закона.