Высокое родство. Поучение в неделю святых отец, 1902г.
Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Мф.1:1)
В нынешнем Евангелии читана родословная по человечеству Господа нашего Иисуса Христа. Дивное чудо, дивное смотрение благости Божией о падшем роде человеческом! Сын единородный небесного Отца, всемогущий, собезначальный, Творец мира, Источник света, премудрости, самоблагий, бесконечный вступает в родство с человеческим родом, Сын Божий делается Сыном человеческим, Братом человеков, Братом – скажу ближе – твоим, моим. О благость, о щедроты, о снисхождение безмерное! О обнищание вольное! Какие плоды от такого родства Сына Божия с нами – для нас, чего требует от нас, каких качеств, каких дел такое высокое, преблагородное родство наше с Богом? Об этом ныне побеседуем.
Мы, братия мои называемся христианами, т. е. Христовыми чадами, членами Его святейшего тела, как апостол говорит: уди есмы тела Его, от плоти Его и от костей Его, членами Церкви Его. Не видите ли, что мы приняты в самое близкое родство с Сыном Божиим, через Его вочеловечение? Но если и в мире благорожденные или благородные по крови хотят иметь и родственников благородных и не желают, чтобы их родственники бесчестили какими-нибудь безнравственными поступками благородство свое, хотя оно есть только внешнее, временное, от мира сего; то скажите – какого благородства в мыслях чувствах, желаниях, намерениях, в словах, в поступках требует от нас единородный Сын Божий, сый в лоне Отчи, совершенный Причастник святыни Отца, бесконечная святость? Да, братия, родство наше с Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом требует от нас великого благородства, благонравия в жизни; не лишнее скажу, если скажу, что христиане должны жить на земле, как ангелы во плоти, – и вот почему девство в христианском мире имеет высокое значение. Но чистота и целомудрие не единственная добродетель, требуемая от нас родством с Сыном Божиим.
От нас требуется простосердечие: если око твое, т. е. сердечное просто, все тело твое светло будет, т. е. вся жизнь; требуется сердечная благость, смирение, незлобие, как сказал Спаситель: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; требуется милосердие к ближним, как Он же говорил: будите убо милосерди, якоже Отец ваш небесный милосерд есть; требуется воздержание: внемлите себе, – говорит Иисус Христос, – да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством; требуется беспристрастие к земным благам, к пище, питию, одежде, славе мира сего: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся: ибо душа больше пищи и тело одежды; ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам; требуется терпиние: в терпении вашем стяжите души вашя; повиновениe, покорность христиан Церкви, ибо Господь сказал: повеждь о согрешившем Церкви – аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь.
Видите, каких свойств требует от нас родство наше с воплотившимся нас ради Сыном Божиим! Будем дорожить своим родством со Христом и не станем считать дороже этого родства ничего в мире – ни чинов и отличий мирских, ни знатности мирской, ни богатства, ничего, ибо все, что в мире, преходит, все временно, а главное – все суета; если человек, обладающей благами мира – знатностью происхождения, высоким чином, или богатством, или мирскою образованностью – не имеет веры во Христа и не следует Евангелию Христову, Евангелию царствия Божия, царствия вечного, святого, блаженного, то и не будет соответствовать своему званию христианскому. Позаботимся о стяжании святости, как говорил Господь: святи будите, якоже Аз свят есмь Господь Бог ваш, или, как говорит апостол: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме, т. е. без коих, никтоже узрит Господа. Стяжем с помощью благодати Иисуса Христа простосердечие и это тихое расположение души, называемое кротостью, которая не позволяет ни на кого сердиться и ничем не раздражаться, не озлобляться; стяжем смирение, которое себя всегда уничижает, а других возвышает, называет себя искренно первым из грешников, и хотя бы совесть и ни в каком греховном поступке не упрекала его, однако же он и этим не оправдывает себя: ничесоже бо в себе (за собою) свем (знаю): но ни о сем оправдаюся; стяжем милосердие к бедным, которые суть братия не только наши, но и братия Иисуса Христа; не будем стыдиться называть братьями и сестрами тех, коих Христос, Сын Божий не стыдится нарицати братиею; отбросим свою суетную и лживую величавость, которая унижает благородство нашей души, и которой учит нас диавол и дадим руку помощи тем, коих благость Божия одинаково, как и нас, сделала участниками благодати Своей, всех даров христианства и которым даже преимущественно перед богатыми усвоили царство небесное: не Бог ли избра нищыя мира сего богаты в вере, и наследники царствия, еже обеща любящым Его; богатство надмевает, утолщает, ожесточает сердце и от Бога удаляет – потому что сердце богатого привязано к богатству, а не к Богу; а нищета, переносимая ради Бога, смиряет и смягчает сердце, источая нередко слезы покаяния при мысли о том, что мы богаты грехами и ужасно бедны Богом, Его благодатью, которая не может обитать в теле и в сердце причастном греху, привязанном к благам земным.
Стяжем всегдашнее воздержание, и особенно – в посты, установленные Церковью. Св. Церковь установила приготовлять нас к достойному празднованию Рождества Иисуса Христа четыредесятодневным постом; и этот пост так же должен быть строго соблюдаем, как великий. Если кто не воздерживался доселе, тот отныне, по крайней мере, в остальную седмицу обуздай свое чрево ради спасения души своей, ибо чревоугодие оземленяет, так сказать, душу, делает ее весьма доступною различным страстям и неспособною к святым размышлениям о Боге, о Его домостроительстве нашего спасения, о таинстве пришествия Сына Божия на землю, о нашей последней цели на земле, о необходимости добродетели, о воскресении плоти, о вечном суде, о вечном блаженстве и пр. А пост вместе с молитвою, очищает, просвещает, смиряет и укрепляет душу.
Дай Бог всем нам достойно, в мире и с радостью небесною встретить наступающей праздник Рождества Христова. – Еще одно слово: чтобы почтить, как должно, праздник Рождества Иисуса Христа, нас ради обнищавшего, да мы нищетою Его обогатимся, – явим, каждый по силе своей, перед праздником милосердие к нищим: кто пусть даст нищему на обувь, кто на рубище, кто – дай плату за жилище, кто дай на хлеб. При виде нищеты ближних, помыслим, что мы сами горшие нищие по душе, ибо кто из нас не сознает за собою иногда и гордости, и злобы, и зависти, и недоброжелательства, и скупости, и сребролюбия с любостяжанием, или жадности и чревоугодия, а иной – и нечистоты плотской, скверного блудодеяния? Видите, братия мои, что у нас самих есть нищета, более ужасная и позорная, чем нищета нищих телесно. Кто знает, может быть, душа иногда нищего в очах Божиих выше всех нас и, как злато в горниле сияет перед Ним. От нас это сокрыто. Не будем никого из них презирать, несмотря даже на неблагообразный иногда вид их. Богу предоставим суд, а сами будем себя осуждать за разные страсти и пристрастия, за излишество в пище, питии, одежде, убранстве комнат и пр. Это будет гораздо полезнее. Не забудем еще следующих слов Иисуса Христа: некогда мнози будут перви последнии, и последни первии. Эти слова да смиряют нашу гордость и да внушают каждому из нас позаботиться о стяжании нищеты духа, т. е. смиренномудрия, ибо блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное. Аминь.
Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.