Вынос плащаницы 1956г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Совершилось (Ин. 19, 30), - вот то слово, которое последним во всеуслышание всего окружавшего народа раздалось с Креста. Словом этим Спаситель перед смертью Своей обратил взор людей на всю Свою земную жизнь, на совершенное Им дело. Спаситель до конца довел дело, ради которого пришел на землю, до дна испил чашу, которую уготовил ему род человеческий, донес крест Свой, который подъял за грехи людей. Совершив весь кровавый путь предначертанного Ему служения, в сознании исполненного Своего долга, Спаситель спокойно воззвал к Отцу Своему: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!»
Вся земная жизнь Спасителя была одним непрерывным служением для других. Он не требовал угождения Себе и не искал Своих выгод:
1. Ибо Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 4); 2. Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Он никого не унизил, не презрел и не обидел. Он жил на земле в кротости, воздержании и чистоте. Своим злым мучителям Он сказал только: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Мк. 14, 48). А к самому предателю обратился Он с единственным скорбным вопросом: Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22, 48).
Так Спаситель всю жизнь нес всевозможные труды, лишения и злословия и принял на Себя страшные и мучительные крестные страдания для нашего спасения, из-за любви к нам. Любовь - вот путь Его земной жизни, - тот путь, которым и мы должны проходить свое земной поприще, путь, заповеданный нам Спасителем.
Но идем ли мы путем Христовым? Любим ли мы друг друга? А это значит: 1. Приготовили ли мы свои сердца к погребению Господа? 2. Имеем ли в душах своих чистую плащаницу, чтобы обвить Его пречистое тело? 3. И, наконец, какое дадим целование Его пречистым язвам? И вот, сознавая свою греховность, свое недостоинство, нам всем нужно теперь же, сейчас же, по мере сил приготовить каждому из нас в сердце своем для Спасителя гроб, плащаницу и ароматы. Как же это сделать? Для этого не надо бояться, что мы не в силах сейчас приготовить всё это так, как это нужно, как это прилично для Владыки твари и Господа славы. Ведь и Иосиф с Никодимом не имели того гроба и тех плащаниц, которые достойны были для погребения Господа. Но, сокрушаясь о своем недостоинстве, они всё же, однако, приготовили всё, что могли и как могли. Последуем и мы их спасительному примеру. Если в сердце нашем нет того гроба, какой мы должны приготовить, то дадим Господу в нашем сердце хоть небольшой уголок, - только непременно дадим. Если нет цельной плащаницы, сотканной из добрых дел и мыслей, то обовьем Господа хоть обрыаками, хоть лоскуточками наших малых добродетельных дел. Если нет благовонного мира любви, то, по крайней мере, ослабим смрад злобы, ненависти...и дадим обещание примириться с ближними. Принесем ароматы , если не из лучшего нарда любви, святости и чистоты, то, по крайней мере, хоть и не такие чудные, но все же благовонные ароматы сердечного раскаяния и сокрушения о грехах. Если из сердца нашего не льются надгробные песни, то усерднее будем внимать песням, которые слышатся сейчас, здесь и сегодня. Быть может и откликнется на них наша душа, и мы не дадим Господу целования Иудина. И если мы действительно постараемся сделать это немногое для погребения Господа в наших душах, чтобы Он изобразился в наших душах, как вот сейчас на этой плащанице, то Господь непременно снидет в наши сердца Сам и Своей благодатью почиет в них, как во гробе, и в третий день воскресит наши сердца светлой радостью воскресения. И мы тогда от всего сердца восторженно воспоем чудные, священные, победные пасхальные песни светлейшего дня воскресения.
Аминь.