Введение во храм Пресвятой Богородицы. О значении православного храма для души
Ныне, братия, в такой великий день душа невольно жаждет говорить с вами, чтобы те, которые колеблются в вере, утвердились в ней и находящиеся в печали почувствовали близ себя присутствие Божие, ибо все мы должны быть утвержденными, непоколебимыми в вере и, как скалы, выносить разъяренные бушующие волны житейского моря. Предметом нашего разговора ныне будет Пречистая Богоотроковица, приведенная под сень священного храма. Эта чудная Дева, ставшая выше не только всех людей, но и ангелов, достигла такого величия, что Ей со страхом служат пламенные серафимы и херувимы, а диавол трепещет блеска Ее богоподобной души. Как же достигла Она этого совершенства? Для этого нам нужно вспомнить песнопения Церкви, которые раскрывают нам эту тайну. Святая Церковь указывает, что кивотом Завета Пречистая Дева стала именно в храме Иерусалимском. Она проводила время в непрестанном труде на храм, занимаясь рукоделием, часто молилась и читала Священное Писание. Вот таким пребыванием в храме Божием Она достигла необыкновенного величия и приготовилась быть вместилищем невместимого Бога. Мы знаем, что Церковь с ее службой, молитвой и пением возрождает души наши, ибо как для тела нашего нужна пища, так и для души необходима пища, но иного свойства – вечная, духовная. Но ныне исполнилось над нами слово пророка Амоса, который говорит: «Я пошлю на землю не голод хлеба... но жажду слышания слов Господних». И, посмотрите, везде, всюду: в домах, на рынках, на улицах – мы слышим суетные разговоры о земных приобретениях, и никто никогда не вспомнит о Боге, никто не насытит изголодавшейся человеческой души. И только Православная Церковь дает нам возможность получить эту столь необходимую пищу, помогает удаляться от суеты и приближаться к Богу. Эта пища духовная есть общение с Богом во время молитвы в храме православном. Но для тела нашего, кроме пищи, нужно питье, нужен чистый свежий воздух, это нужно также и для души. В церкви чтение и пение, вид икон и зажженных лампад как-то благодатно действуют на душу, о чем говорят даже неверующие, посещающие иногда православные храмы. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что и сами молящиеся и священнослужители, предстоящие пред престолом Божиим, навевают какое-то особое настроение, и невольно чувствуется благодать Божественная, которая проявляется в таинствах Церкви. Это и есть та живая вода, оживляющая дряхлеющую человеческую душу и текущая в жизнь вечную, о которой говорит нам Христос. Молитва есть чистый воздух, столь необходимый для нашей души. И как бы ни велики были согрешения человека, как бы ни обуревали его страсти земные, он примиряется с Богом в горячей молитве, ибо Господь милосерд. Вот какое значение имеют для нас храмы православные, и мы должны помнить это всегда. В наше время есть люди, которые хотят всецело служить Богу и посещают храмы ежедневно, забывая свои обязанности, но нужно, однако, поступать так, чтобы и домашние дела не оставались в пренебрежении, дабы не навлечь упреков со стороны ближних и ропота. Некоторые имеют слишком мало времени для посещения храма, но, невзирая на это, они ради простого любопытства ходят на сектантские собрания, где сам диавол управляет душами человеческими, и в лжехрамы, где есть иконы, и облачения, и священнослужители, но отсутствует благодать Божия. Это пустое любопытство может принести вред человеку, ибо премудрый говорит: «Кто прикасается к смоле, тот очернится», и мы не только должны избегать сектантов, но презирать их, по слову апостола, не приветствовать их. Матери ныне должны заботиться о том, чтобы дети их росли в благочестии, приучать их с ранних лет к храму Божию. Вспомните, когда в детстве мы, быть может, и редко посещали храм, у нас было хорошее настроение, мы и сейчас часто вспоминаем эти светлые, чудные минуты неземного восторга. Это вседействие благодати Божией на чуткую душу ребенка. Ведь и в детской душе есть пороки, но они еще в самом зачатке, и Церковь Православная искореняет их, поэтому, как бы ни мало было дитя, мать должна приводить его в храм Божий, дабы оно укреплялось и вырастало в вере православной. И если мы будем стараться о том, чтобы возродилась наша душа, будем посещать храмы для сознательной молитвы, будем чуждаться сектантства и других еретиков, то, верьте, возродит Господь нашу душу и примет нас как достойных граждан в Свое Небесное Царство. Аминь.