Проповеди на праздники:


Введение (Откр.1). Обращение к семи Церквам

Глава 1 имеет значение введения. Тайнозрителю является во славе подобный Сыну Человеческому и повелевает ему написать семи Церквам в Асии. Обращения к семи Церквам следуют в гл. 2 и 3. Эти обращения построены по одному плану. Каждое обращение начинается с образного описания говорящего (ср., напр., Откр.2:1, 6, 12 и т.д.) и кончается эсхатологическим обетованием побеждающему, которое вводится или заключается вышеприведенной формулой (ср., напр., Откр.2:7, 11,17, 26–29 и т.д.). Обетование побеждающему, по большей части, находится в связи с характеристикой говорящего и отвечает состоянию Церкви (ср., напр., Откр.2:11 с Откр.2:8 и с Откр.2:9–10). Но в том–то и дело, что характеристика говорящего неизбежно возвращает нас к отдельным чертам явления во славе подобного Сыну Человеческому в гл. 1. Это соотношение представляет большой догматический интерес. Оно показывает, что эсхатологические ценности, которые получит побеждающий, сделают его причастником Божественной славы подобного Сыну Человеческому. Побеждающему обещается обожение. При таком понимании обращения к семи Церквам выходят из хронологических пределов эпохи тайнозрителя. Они устремлены в эсхатологическое будущее, правда, недалекое и по мысли Иоанна (ср. Откр.1:3, 7 и др.).


Проповеди на праздники:

Наверх