Второе послание апостола Павла к Коринфянам (2Кор. 1,12) часть 2
«Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире (2Кор. 1, 12).»
Особенность православных пастырей и апологетов Православной Церкви в том, что при сравнении их с еретиками и раскольниками, православные труженики Христовы действуют всегда открыто; истины Божии возвещают ясно, не прибегая к лукавым извращениям, пороки людские бичуют прямо, скорбя о грехах своих и ближних и не замалчивая их; в отношении к сильным мира сего – не употребляют никакой дипломатии; к инакомыслящим – строги и обличительны, но не прибегают к внешней силе. Конечно, не все так поступают из православных. Бывают здесь и извращения. Но принципы деятельности, нормы поступков служителей Церкви Православной именно таковы, основанные на открытом пред Богом и людьми делании Христовом в мире... Не таковы еретики и раскольники, например католики или обновленцы, в своих религиозных делах. Они всегда действуют скрыто. Об их жизни личной, часто необычайно развращенной и преступной, посторонний редко знает, напротив, людям кажутся они порядочной жизни… О жизни и деятельности иезуитов говорит нам беспристрастная история: о делах и принципах обновленцев всякий знает из современной жизни. Господь нас учил распознавать истинных пастырей от лживых по их плодам. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф. 7, 15–17). Смотрите же, возлюбленные, внимательно: где истинный пастырь Христов, а где лжепастырь и хищные волки!.. Говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век; и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей». Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых (4Цар. 21, 7–9). Каково было назначение Израиля, избранного Божьего народа, в отношении к окружающим его языческим народам? Израиль должен был быть путеводителем их к богопознанию, светом для находящихся во тьме идолопоклонства, как имеющий в законе Божьем образец ведения и истины (Рим. 2, 19–20). Когда народ Израильский находился под руководством благочестивых царей, он делал угодное Богу, хранил заповеди Господни, бегал идолопоклонства и языческих мерзостей: для соседей язычников он тогда служил мерилом жизни и мерилом истины. Но при нечестивых наставниках Израиля, отступниках от Бога, народ избранный начинал отставать от Бога и уклонялся в идолослужение, разврат и в своем нравственном падении опускался так низко, что оказывался хуже самих язычников! Не то же ли видим среди народа нашего? Какая миссия православного народа нашего? Ему от Бога вверено величайшее сокровище – святая православная вера, выше и ценнее чего нет ничего на свете. Эту святыню он не только должен хранить, но и утешать ею и остальные народы, как получивший пять талантов, пустить их в оборот. Русский народ призван сам жить по православным началам и другим народам открывать святое православие, даже до края земли (Деян. 1, 8). А мы видим теперь среди народа нашего такое нравственное развращение, такое богохульство и кощунство, что окружающие нас магометане, евреи и даже язычники – буддисты удивляются, так как у них сего нет... Да, отнять веру у нашего народа – значит сделать его посмешищем в ряду других народов. Вера православная украшала народ наш, давала ему великую силу духа: смирение, терпение, любовь ко всем... Без веры он стал ленивым, необузданным, готовым совершить всякое преступление. На нем исполнялись прежние слова Спасителя: Вы – соль земли (Мф. 5, 13): он был вождем духовным для всех народов – и языческих и еретических. А теперь, когда он потерял веру православную, не исполняются ли на нем другие слова нашего Господа: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13).
Дай, Господи, опомниться людям и понять им и убедиться, что православная вера – жизнь и радость вечная...