Вторая неделя по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших. Акафист преподобному Сергию. О значении благоговейного почитания святых и молитвенного обращения к ним. 1963 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня у нас всероссийский престольный праздник — память всех наших родных русских святых. Поэтому уместно побеседовать сегодня о том, какое значение имеет для нас благоговейное почитание святых и обращение к ним с молитвою.
Угодники Божии, как показывает самое название их, были люди, всю жизнь свою посвятившие Богу, на угождение Ему. Чтобы беспрепятственно совершать свои подвиги, они оставляли все свои земные радости и удовольствия, жертвовали ради Господа всеми своими сильнейшими и дорогими привязанностями, жизнью своею. Одушевляемые любовью к Богу, они самоотверженно стремились к достижению совершенной нравственной чистоты, боролись со грехом во всех его видах и, благодаря этому самоотвержению, достигали такой высоты духовной жизни, что удостаивались зреть пред собою Господа, являясь носителями Святаго Духа, почему и именуются они богоносными отцами. Они восходили на такую высоту бесстрастия, что становились поистине земными ангелами и небесными человеками. Всем своим праведным житием они возводят наши помыслы к Богу, Которому они служили всю свою жизнь, ради Которого поднимали неимоверные труды и подвиги и терпели всевозможные лишения и бедствия. И тем самым они, несомненно, содействуют укреплению нашей веры в Бога. А отсюда возникает для христиан долг благоговейного почитания святых. Этому нас научает и Господь, Который через апостола Павла говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
А вера святых выражалась в их богоугодной жизни. Поэтому святые не только во время своей земной жизни, но и после своей блаженной кончины и во все последующее время являются высокими учителями нашей веры, самыми надежными руководителями нашей нравственной жизни. Святые за свою праведную жизнь удостаивались особой благодати Божией — творить многоразличные чудеса в помощь живущим на земле. Эта благодать Божия, почивающая на святых, становится сугубою и чрезвычайною после отшествия их из здешней жизни. Облекаясь благодатию Божией, святые получают дерзновение возносить молитвы и ходатайствовать пред Богом за всех, требующих небесной помощи и заступления. Как известно, на земле люди в силу взаимной любви друг за друга молятся, и к такой молитве Господь во время Своей земной жизни относился милостивно, даже веру одних людей Он вменял другим и через то исцелял. Апостол Иаков заповедует по взаимной любви молиться друг за друга (Иак. 5, 16). Но любовь, по слову Божию, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8). Апостол Петр говорит, что он будет молиться за христиан и после своего отшествия из этой жизни (см.: 2 Пет. 1, 13-15).
Естественно, что в силу этой любви святые ходатайствуют за тех, кто обращается к ним с молитвою о помощи и заступлении. Святые, чья земная жизнь была посвящена служению Богу и ближним, и после своей блаженной кончины не прекращают своей любви к ближним. Наоборот, их любовь к ближним, живущим на земле, становится еще нежнее и действеннее, так что они с сугубою ревностью предназначают свою небесную жизнь на благотворение своим меньшим братьям, живущим на земле. Это наши вторые ангелы-хранители, их мы должны не только благоговейно почитать, но и обращаться к ним с молитвою.
Наши молитвы к угодникам Божиим не только служат чествованием их, но и нам оказывают величайшую пользу. Правда, что мы могли бы обращаться со своими молитвами непосредственно к Богу. Но Господь внушает нам обязанность обращаться с молитвою к Его святым, тем самым научает нас смирению и неотступности в молитве. Из-за нашей греховности, из-за того, что наша молитва к Богу бывает не такою, какою она должна быть (расслабленная, бездушная, холодная молитва могла бы только оскорбить Господа), мы обращаемся не прямо к Богу, а к Его святым, чтобы они вознесли за нас молитвы ко Господу и по их молитвам Он помиловал бы нас, грешных.
Обращение с молитвою к святым нисколько не бесчестит имени Божия, напротив, Сам Господь научает нас так поступать. Из Священного Писания известно, как Господь грешным людям повелевал обращаться с молитвою к Его угодникам, чтобы они помолились за грешников и те живы были. Так, Авимелеху, царю Герарскому, Господь об Аврааме говорил: «Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20, 7). «Пойдите к рабу Моему Иову, — говорит Бог согрешившим друзьям последнего, — и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, иначе Я погубил бы вас» (Иов. 42, 8). «Много может усиленная молитва праведного», — говорит апостол Иаков (Иак. 5, 16).
Дорогие братия и сестры, земная жизнь христианина протекает в тяжелых условиях многоразличных искушений, бедствий и брани с невидимыми и видимыми врагами нашего спасения. И чем сильнее эта брань, тем более требуется помощи свыше, тем ощутительнее является потребность возноситься в горний мир чистых духов и оттуда черпать для себя утешение и благодатную помощь. Нам необходимо почаще освобождать себя от земных уз и возноситься умом к небожителям, чтобы не прерывать с ними связи, потому что они любят нас и ходатайствуют за нас, когда мы обращаемся к ним за помощью. И верьте, что чем чаще мы будем прибегать к нашим угодникам, тем ощутительнее будем чувствовать их невидимую помощь и благодатное общение.
Святой апостол Павел, убеждая христиан не пристращаться к земной жизни и ее благам, писал ко евреям: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22—23). Вот этими-то первенцами, написанными на небесах, и являются наши святые, они украшают небесный горизонт и, освящая землю, просвещают путь путникам земным. Подобно звездам, сияют они на духовной тверди и являются маяками, которые просвещают путь плывущим по бурному житейскому морю и стремящимся достичь тихой пристани будущего века.
О том, что святые на небесах не прерывают с нами взаимообщения и помогают нам, заботятся о нас и знают все наши нужды, прекрасно свидетельствует житие преподобного Моисея Мурина. До своего поступления в монастырь он занимался разбоем, грабил, убивал людей, вел жизнь развратную и разгульную. Обращенный покаянием к христианской жизни, он поступил в монастырь, где лукавые демоны обуревали его страшною плотскою бранью, пытаясь заставить его нарушить иноческий обет. Плотское разжжение было непосильно, так что преподобный, несмотря на строгий пост, труд, бдение, пришел в отчаяние и решил выйти из монастыря в мир. Чувствуя непосильную плотскую брань, он пошел к святому Исидору Скитскому, великому духовному старцу, и рассказал ему о своем намерении выйти из монастыря. Тогда старец взял его за руку, привел в верхнее отделение своей келлии и сказал ему: «Посмотри на запад ». Преподобный Моисей посмотрел и увидел на западе великое множество демонов, суетящихся и готовящихся на брань. Тогда святой старец говорит ему: «А теперь посмотри на восток». И он увидел там светлых ангелов и души праведников, которых было гораздо больше, чем демонов, и тоже готовящихся на брань. Тогда святой старец Исидор и говорит ему: «Черные ангелы — это демоны, которые спешат на брань с подвижниками благочестия, а светлые ангелы — это добрые ангелы, которых Господь посылает на помощь живущим благочестиво». И их было в несколько раз больше, чем демонов. Утешенный этим видением, Моисей Мурин успокоился, возвратился в свой монастырь и подвизался еще усерднее, победив таким образом врага спасения, диавола.
Все святые, нами ныне ублажаемые, благоугодили Господу в разное время, в разнообразной обстановке и в разном чине, но внутренний путь их благоугождения был у всех один и тот же. Этот путь состоял в любви ко Господу Иисусу Христу, неопустительном исполнении евангельских заповедей, ведущих к нравственному совершенству. Заповеди же нравственного совершенства изложены в девяти заповедях блаженства, которые и возводят человека в Царствие Небесное.
Первою и основною заповедью блаженства является нищета духовная: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное », — говорит Спаситель (Мф. 5, 3). Нищета духовная есть такое смирение духа, когда человек смиряется не по привычке и не по сознанию своих недостатков, а по здравому убеждению в том, что у человека ничего нет собственного, а все, чем он пользуется, есть дар Божий, что силы душевные и телесные мы имеем от Бога, и без благодатной помощи Божией не можем исполнять заповеди Божии, не можем быть угодными Богу. Так сознающие свою зависимость от Бога ничего себе не присвояют, но все свои преимущества, внутренние и внешние, какие бы ни имели, приписывают Богу и благоговеют пред Богом, подателем всех даров, самих же себя почитают за ничто. Это-то смирение и доставляет нам блаженство и делает нас достойными последователями Христовыми. Этим-то смирением и были украшены все святые, благоугодившие Господу. Они смиряли себя на земле, за то Господь их превознес и прославил, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11).
Дорогие братия и сестры, творя память наших родных угодников Божиих, вкратце вспомним хотя бы некоторых прославленных наших святых, назовем их поименно, чтобы увидеть, насколько Святая Русь была украшена этими небесными светильниками и молитвенниками. В сонме святых угодников Божиих встречаются и мученики, и святители Христовы, и исповедники, и преподобные отцы и матери, Христа ради юродивые, блаженные, пустынники, просветители...
Нет такого уголка на Руси, где не было бы светильника и молитвенника, прославленного от Бога. Град Киев украшается непревзойденными преподобными отцами Антонием и Феодосием и целым сонмом киевских угодников Божиих. На юге России пострадали за веру Христову святые священномученики — их было семь, — которые являются украшением Херсона. Преподобные Зосима, Савватий, Герман Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские прославились многочисленными чудесами и являются молитвенниками за Святую Русь. В пределах новгородских, белозерских, вологодских подвизались такие дивные подвижники, как преподобные Кирилл Белозерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт, Мартиниан Белозерский. В Саровских лесах засиял светильник, зажженный преподобным Серафимом. В северной части России прославился преподобный Сергий с сонмом Радонежских чудотворцев, который поистине является молитвенником и ангелом-хранителем всей России. Москва имеет своих ходатаев в лице первосвятителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и священномученика Ермогена. Краса Рязани — святитель Василий Рязанский и князь-мученик Роман. Переславль украшен подвигами преподобного Никиты Столпника и преподобного Даниила. Города Ярославль, Чернигов, Псков, Новгород, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Владимир и другие имеют у себя молитвенников, которые прославились своею богоугодною жизнью в этих местах. Даже далекая Сибирь, и та не имеет недостатка в святых, и там горят светильники в лице святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, Иоанна Тобольского, Симеона Верхотурского, Стефана Пермского и других.Так богата наша Русь явленными святыми! А сколько неизвестных нам святых, но которые известны Богу, — им мы не знаем счета.
Все они милостивым оком смотрят на оставшихся на земле братьев своих и молятся за них, всегда слышат нас, видят наши скорби и готовы всегда помочь нам. Вот какое для нас радостное утешение — мы не одни, но имеем на небесах наших небесных покровителей.
Совершая сегодня память всех наших святых, в земле Российской просиявших, извлечем из этого празднования для себя то назидание, что святых мы должны благоговейно чтить, обращаться к ним с молитвою и по мере наших нравственных сил стараться подражать им в их христианской добродетели нищеты духовной. Тогда они неизменно будут нашими скорыми помощниками и всегда окажут нам молитвенную помощь, споспешествуя безбедно переплыть море этой суетной жизни и мирно достигнуть тихой пристани будущей вечной жизни, а там купно с ними удостоиться прославлять сладчайшее имя Великого Бога Отца и Сына и Святаго Духа, Которому от нас да будет честь и слава во веки веков. Аминь.