Всем возлюбленным о Христе чадам Омской поместной Церкви (7 января 1914 года)

Всем возлюбленным о Христе чадам Омской поместной Церкви (7 января 1914 года)

Благодать вам и мир и милость от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

В день Успения Пречистой – небесной Покровительницы нашего кафедрального града Омска своим посланием я призывал и умолял всех вас, духовные чада мои о Господе, хранить святую нашу православную веру, как спасительный якорь среди бурь нашего многомятежного времени, узнавать сию веру, дабы уметь и противящимся ей ответ дать о своем спасительном уповании, а вместе с вами призывал и отпадших от Святой Церкви в сектантство возвратиться к собору спасаемых, чтобы не оставаться отлученными от надежды на вечное спасение. Благодарение Господу Спасу – за минувшее время Он многих Своею милостью возвратил к Церкви от сектантского отлучения. Радуюсь за таковых и призываю на них Божие спасительное благословение.

Ныне день Святого Иоанна Предтечи, этого проповедника покаяния. Ввиду приближающегося Великого поста, Святый Предтеча и подвигает меня побеседовать с вами, братие, о святом покаянии. Ваши духовные отцы скорбят часто, что не все православные христиане исправно исполняют долг исповеди и Святого Причастия. Святая эта скорбь их, вытекающая от пастырской заботы о спасении духовных чад. Конечно, у многих найдутся многоразличные отговорки: дальность расстояния до церкви, бедность и трудности жизни поселенца на местах водворения и многое другое. Несомненно, доля справедливости есть во всех таких отговорках. Но ведь это только для людей, а не для своей совести и тем более не для Всевидящего Бога.

Вот перед сими-то нелицемерными свидетелями и побеседуем. Кто же из нас не знает, что перед совестью да перед Богом нужно стоять в чистоте всегда? Но, живя в суете мирской, разве можно сохранить себя в чистоте? Конечно, нет. Но ведь душа и вовсе может загрязниться, если не очищать ее. С течением времени она и совсем может загрубеть и не чувствовать своей нечистоты, как не замечает и телесной своей нечистоты человек, не привыкший смывать грязь со своего лица и рук.

Но что будет с этой душой, если она и ко Господу отойдет такой? Если здесь мучится человек тяжко, когда заговорит в нем совесть, и готов бы был он куда угодно скрыться, только бы не чувствовать страшных мучений совести, то что будет там, за гробом, когда увидим себя перед судом Божиим? Перед Господом нет места ничему нечистому, – и отгнаны будем от лица Его на веки вечные во ад вечный, уготованный диаволу и служителям его. Здесь на земле мучения совести человек еще постарается чем-либо заглушить. А там ведь не будет никакой для этого возможности. Человек, сам здесь своей леностью создавший себе ад, там и будет носить в себе этот ад отлучения от Господа Бога, без Которого и жизни нет для нас.

Возлюбленный! Уверен ли ты, что перед смертью хоть на скорую руку успеешь еще покаяться? Не застанет ли тебя смертный час нечаянно? Не подкрадется ли к тебе смерть тогда, когда ты меньше всего о ней думаешь? А может быть, перед смертью ты так будешь слаб духом, что не сможешь уже принести полной душевной перед Господом исповеди. И уйдешь ты к Богу с не очищенным сердцем. Ты сам знаешь, что многие твои соседи год тому назад и не думали, что это последний год их жизни на земле, и жили так, как живем мы все обычно в беспечности. И внезапу найде на них страшный час смерти, – как поется над покойником в храме Божием при погребении.

Конечно, Святая Церковь будет молиться и о таком усопшем христианине. Но сам-то покойный грешник будет ли чувствовать облегчение себе от такой молитвы церковной, в свое время мало придававший ей значения и силы и редко к ней прибегавший. Не скоро почувствует материнской ласки и любви блудный и распутный сын, давно отставший от своей матери. Так и грешник не в полной силе и не скоро сможет воспользоваться в вечности церковными о нем молитвами и приношениями за упокой его души.

Все это приложите, возлюбленные братья и сестры о Господе, к своей душе и все меры употребите, чтобы всякому исповедаться и причаститься в наступающий Великий пост. Так распределите свои дела, чтобы всякому можно было непременно поговеть в наступающем посту и с достойной радостью о Господе встретить потом и Святую Пасху спасительную.

Но для того, чтобы должный плод был от вашей исповеди, скажу вам и о том, как ее совершить следует. Когда мы к кому-либо идем со своею просьбой, то стараемся прежде обдумать – что и как сказать, чтобы нас поняли и помогли. Так нужно готовиться и к исповеди. Прежде рассмотри свою жизнь, свою душу, чтобы увидеть и знать отчетливо – чем грешны мы перед Богом. Конечно, для этого нужно хоть на время оставить мирские дела и заботы. Поэтому у благочестивых христиан издревле таков обычай и есть, что они стараются неделю говения ходить исправно в церковь на службу, чтобы привести свою душу в покаяние. Может быть, в нашем крае это не везде возможно. Но всякий сам добросовестно рассмотри это и при возможности постарайся походить в церковь Божию на службы. В день же исповеди, накануне причастия, непременно побывай в церкви за службой, за правилом для говеющих, чтобы с молитвою в благоговении приготовиться к исповеди перед духовником, как перед Самим Господом. Когда же придешь к духовнику, то не на вопросы только его отвечай о грехах твоих, а сам расскажи – чем ты грешен перед Богом. Обычно же исповедующийся и ждет только вопросов духовника; очевидно, сам и мало о своем окаянстве не подумал. Конечно, малый и плод бывает от такой невнимательной исповеди. Нет, как врачу телесному ты все расскажешь о своей болезни, так еще с большим вниманием расскажи все врачу духовному о своей духовной болезни. Только при такой исповеди ты получишь должное вразумление и уврачевание и от отца духовного. И Господь увидит твое сокрушенное исповедание и очистит твою кающуюся совесть, и простит тебе твои согрешения, и сподобит тебя причаститься Святых Тайн Тела и Крови Христовых не в суд и во осуждение, но во исцеление души и тела.

И о, какой радостью исполнится твоя прощенная и успокоенная Духом Божиим совесть! И какая радость на небе будет о твоем покаянии, таком исправном и сердечном! Только приди искренно и сокрушенно в эту духовную твою врачебницу. Не исцеленным из нее не уйдешь, – тому Сам Бог свидетель. И как свят и ясен будет для тебя после того светлый праздник Пасхи Христовой! Знай, возлюбленное чадо мое о Господе, что через мое недостоинство всякому из вас Сам Бог говорит сими Его словами в Откровении: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Отвори же, христианине, двери сердца твоего Богу, принеси Ему в покаянии слезы, прими Его, стучащего к тебе, – и Он войдет к тебе и ты будешь Ему свой и возлюбленный.

7-го января 1914 года

Наверх