Всем возлюбленным о Христе чадам Омской поместной Церкви
Благодать вам и мир и милость от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.
Божией милостью я смиренный ваш архиерей всех вас чад своих призываю: спасайтесь о Господе, братие. Ибо все под Богом ходим и не знаем, – когда для каждого из нас придет день Господень, разлучающий нас здесь и приводящий на суд Христов. Здесь же, кроме имени Иисуса Христа, нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). И сим только именем в непоколебимо созданной Христом Святой Церкви Его и спасались и спаслись все бесчисленные роды Святых Божиих, которых прославляет вся Вселенская Церковь как Угодников Божиих. И как высока их на земле добродетельная жизнь! Какой мир преисполнял их души, носившие Христа в себе! И сии Святые жили в Церкви и с Церковью, и Церковь почитает их своими и нас всех учит подражать им и призывать их как наших молитвенников.
Но появились среди нас люди, развращающие такое наше спасительное упование, своим, иным благовествованием смущающие не утвержденных в вере и желающие превратить благовествование Христово (Гал. 1, 6–7). Это те, которые называют себя евангельскими и духовными христианами, баптисты, пашковцы, молокане, штундисты, адвентисты и все прочие сектанты, имена которых трудно и перечесть, – так их много теперь. На русской земле только несколько десятков лет как они появились, а до тех пор не знала их Святая Церковь. Но они мнят себя истинными христианами и хулу и ругательство возводят на Церковь Христову, на Святых ее и на все святое в Церкви. Воистину заблуждаются они и вводят в заблуждение (2Тим. 3, 13), не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22, 29). Достойны глубокого сожаления такие отступившие от Церкви по своему упорному заблуждению, а следовательно, и от Самого Христа, как ослушники и презрители Его Церкви (Мф. 18, 17). Посему вместе со святым апостолом Павлом истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня, как и для всякого православного христианина, печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9, 1–3), ибо и за их грехи Христос умер (1Кор. 15, 3).
И воистину отлучены таковые от Церкви и от Христа. Ибо смотрите – как они думают о себе. Они считают себя уже спасенными, оправданными и даже святыми. Кто же, кроме обольщенных врагом нашего спасения, может сказать это о себе? Только гордые своей мнимой праведностью могут дойти до такого самооправдания и самоосвящения. Ибо знаем мы слово святого апостола Иоанна Богослова: если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Бога лживым, и слова Его нет в нас (1Ин. 1, 8, 10). Кто признал себя святым, безгрешным, тому Христова спасительная помощь уже излишня, тому уже не нужен Христос, спасающий в Церкви, ибо Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1Тим. 1, 15), а не праведников. Сектант же, уверенный в своей святости, считает себя уже спасенным, только уверовавши во Христа. Поэтому сектанты и покаяния не признают, не приступают и к Чаше Тела и Крови Христовых, забывая решительное слово Христово: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). После этого неудивительно, что сектанты ругаются над нашими храмами, над святыми иконами, разрубая их на части и, – страшно сказать, – привязывая к собачьим хвостам, ругаются над Святыми Мощами Угодников, над нашими церковными обрядами и особенно над крестным знаменем, которым ограждает себя всякий православный христианин. Сами они даже боятся как бы по ошибке и из подражания другим не перекреститься, и поэтому, когда бывают вместе с православными, то даже и руки убирают крепко и глубоко в карманы. Это враг строго внушает им избегать крестного знамения, боясь, как бы оно не прогнало и его самого от тех, которых он опутал бесовской гордостью. А далее – какими хульными и скверными словами поносят они нашу Святую Церковь, в которой спасались все прославленные Святые?! А с какой гордостью и презрением смотрят они на православных, когда видят в них разные слабости по жизни?! А о себе обычно хвастливо говорят: вот теперь я оставил все эти слабости, теперь я оправдан, свят, без греха. На такого самообольщенного редко могут воздействовать какие-либо слова вразумления и увещания: он доволен собою, он влюблен в себя, он упоен своею святостью! Он всецело во власти врага и по его внушению может разве только злобу изливать на все, что не подходит под его убеждение, и особенно на Святую Церковь.
Итак, сектанты, признающие себя святыми, очевидно, не признают и Христа своим Спасителем, ибо они уже спасены и в Его благодати больше уже не нуждаются. Святая Церковь не может считать своими чадами тех, кто не признают ее самой и уже отпали от нее, не считают себя ее чадами. Поэтому Святая Церковь отлучает от себя всех таковых упорных еретиков сектантов наравне с Арием, Несторием и прочими, доколе они не раскаются и не примирятся с Церковью. А кто от Церкви отлучен, тот все равно что язычник, – отлучен и от Христа, лишен и надежды на вечное спасение. Ибо спасение возможно только в Церкви, как в едином корабле, в котором только и можно нам переплыть море нашего житейского ко Господу плавания. Следовательно, как погибли во Всемирном Потопе все, кто не были с Ноем в ковчеге, так погибают для вечной жизни и те, кто отпал от спасительного корабля Церкви Христовой и в гордости от своей мнимой святости изрекает хулы и проклятья на нее – Святую Церковь.
Да убоится всякий сего суда церковного, а вместе и суда Христова. Пусть в смирении сознает себя не святым, а самым тяжким грешником, и от такого сознания пусть горько-горько кается перед Господом Богом, чтобы омыл его грехи, очистил от них грязную совесть и явил бы паче снега чистейшим. Пусть скорбит и о том, что не все православные христиане живут по Евангелию, пусть братски посодействует сделаться им лучшими, чтобы ради таковых не хулилось имя Божие. Но пусть убоится всякий и того, чтобы за беззаконную жизнь не быть лишенным милости Божией, как снова распинающий в себе Сына Божия и ругающийся Ему (Евр. 6, 6).
И вы, сектанты разного толка, примите к сердцу наше вам слово, от скорбного сердца предложенное. Без злобы и ослепления вдумайтесь в сказанное, чтобы одуматься вам и возвратиться в ограду любящей вас Церкви, да радость будет и ей, и Ангелам Божиим на небе о вашем возвращении. Да водворится о вас мир в Церкви, чтобы своею ревностью о спасении души вы и других воодушевили на ту же ревность, чтобы предстал всякий человек совершенным во Христе Иисусе (Кол. 1, 28). Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр. 10, 25).
Божией милостию смиренный Андроник,
епископ Омский и Павлодарский.
15 августа 1913 года