Время сошествия Святого Духа
Со вторым вопросом, о месте сошествия Святого Духа, теснейшим образом связан третий вопрос – о времени события. Литургическое толкование в тропаре третьего часа дает вполне определенный ответ: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый...». Согласно этому толкованию, сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в третий час дня, т. е., по нашему счету времени, утром в девятом часу. Это толкование основано на свидетельстве ап. Петра в Деян.2:15. Свидетельство ап. Петра относится не столько к сошествию Святого Духа, сколько к тому состоянию религиозного возбуждения, в котором находились апостолы и которое вызвало перетолкование со стороны толпы. К сошествию Святого Духа в собственном смысле относится указание времени Деян.2:1: ἐν τῷ συμπληροῦσθαι τὴν ἡμέραν τῆς πεντηκοστῆς. Русский перевод: «при наступлении дня Пятидесятницы», должен быть признан неправильным. Infinituvus Praesentis συμπληροῦσθαι означает не наступление, а приближение к концу. Славянский перевод: «егда скончавашеся дние Пятидесятницы» (равно как и латинский перевод Вульгаты: «cum complerentur dies Pentecostes»), сделан с разночтения, которое находится в противоречии со свидетельством лучших рукописей, где речь идет не о днях Пятидесятницы во множественном числе, иначе говоря, не о промежутке времени, отделявшем праздник Пятидесятницы от праздника Пасхи, а о дне Пятидесятницы в единственном числе. Мысль Дееписателя могла быть только та, что день праздника Пятидесятницы приходил к концу в тот момент, когда Дух Святой в дыхании ветра и в огненных языках сошел на апостолов. Он хотел сказать, что сошествие Святого Духа совершилось вечером на исходе праздника Пятидесятницы. Принимая во внимание, что иудейский праздник Пятидесятницы совершался через семь недель после принесения снопа потрясания (ср. Лев.23:15), которое имело место 16-го Нисана и падало в год Страстей, согласно Иоанновой хронологии, на первый день недели, мы приходим к выводу, что Дух Святой сошёл на апостолов в иудеиский праздник Пятидесятницы вечером в первый день недели. Таким образом, указание времени Деян.2:1 оказывается в противоречии с указанием времени Деян.2:15, и мы вынуждены допустить перерыв между чудом огненных языков и речью Петра перед народом. В изложении Деян.2 этот перерыв без труда подразумевается между Деян.2:4 и Деян.2:5.
Этот вывод находится в полном согласии с древним преданием о Сионской горнице как месте сошествия Святого Духа и не исключает большого скопления народа вокруг апостолов на следующее утро внутри храмовой ограды. Молва о том, что произошло вечером, могла естественно разнестись33. Неудивительно, если на следующее утро присутствие апостолов в храме в третий час, который был положенный час молитвы, привлекло к ним внимание и людей, не входивших в число учеников.