Время и обстоятельства написания Послания
Послание к Римлянам было написано ап. Павлом в дни его третьего путешествия, во время, по всей вероятности, к концу его трехмесячного пребывания в Элладе. Это вытекает из сопоставления указания Деян.20:3 с отдельными указаниями Рим. (Рим.16:1 и др.). Мы имели повод касаться некоторых из них, когда говорили о третьем путешествии ап. Павла. Мы знаем и то, что Римская Церковь апостолу Павлу в это время ещё не была известна, но вера римских христиан уже возвещалась во всем мире (Рим.1:8, ср. ещё Рим.15:14 о духовном состоянии римлян).
Тем, что ап. Павел отправлял Послание к Римлянам, не будучи с ними знаком лично, объясняются главные особенности Послания. В отличие от Посланий к Коринфянам, Павел не касается фактов жизни Римской Церкви. Мы видели, что даже предостережение Рим.16:17–20 может быть понимаемо не как отклик на события, происходящие в Риме, а как отражение тяжелых переживаний самого апостола, – по всей вероятности, в Коринфе (ср. Деян.20:3). Но и о себе ап. Павел сообщает немного. В Рим.15 он только потому и говорит о предстоящем ему путешествии в Испанию, что на пути в Испанию он намеревается заехать в Рим (Рим.15:22–24, 28–29), и упоминает производимый им сбор в пользу Иерусалимской Церкви для того, чтобы привлечь к молитвенному участию в этом сборе и римлян (Рим.15:25–27, 30–32).
С тем большими подробностями останавливается ап. Павел на содержании своего благовестия. Он облекает в письменную форму то, что в основанных им Церквах было предметом его устной проповеди. От других Посланий ап. Павла Рим. отличается не только скудостью личных подробностей, но и систематическим изложением учения. Система Рим. построена под углом зрения злободневной в то время иудейской проблемы. Этим объясняются многочисленные точки соприкосновения между Рим. и Гал. Подобно Еф. и Кол. или 1Тим. и Тит., эти два Послания можно определить как парные Послания. Предлагая христианское учение в систематическом обзоре, апостол Павел стремился к определенной цели. В дни своего третьего путешествия он был озабочен единством христианского мира. Обращаясь к Римской Церкви, он рассчитывал привлечь к этому единству и её. Возможно, что его планы простирались и дальше. Павел думал о благовестии в Испании. С привлечением Рима к единству христианского мира, он, может быть, надеялся найти в Римской Церкви ту прочную базу, которая ему была нужна для благовестнических трудов на Западе.