Проповеди на праздники:


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Bo имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Мир наш создан любовью Божией. A где любовь, там нет подчиненных, властвующих и подвластных. Первый человек, Адам, относился к Творцу, как к старшему брату. Чувствовал себя как бы некоторой равностью Богу. В этом, надо полагать, и состояла божественная трагедия между Богом и созданной Им разумной тварью. Не могла тварь уразуметь всего совершенства беспредельной любви Божией, которую давал ей Господь. Необходим был мучительный опыт — разрыв с Богом, испытав ужас которого человек уже по-новому почувствовал бы любовь Божию к себе.  

И вот после разрыва с Богом — грехопадения — на земле постепенно образовались два противоположных типа людей: господин и раб. То, чего не полагал Господь в Своей воле, человек, отпав от Бога, сделал своим идеалом. Властвовать стало делом приятным и желанным (пародия на Бога). Подчиняться — делом унизительным, ненавистным и страшным (пародия на человека, который должен был свободно, любовью исполнять волю Божию). Ko времени Христа злой мир достиг в этом апогея. Обозначилось два полюса в положении людей.

1. Эмблема одного положения, до которого достиг смертный человек, золотой трон римского императора. Роскошное седалище, откуда человек мог обозревать весь мир, и этот мир лежал перед ним в прахе. Мановения руки достаточно было, чтобы миллионы людей начали двигаться во славу повелителя. Движения пальца достаточно, чтобы за тысячи верст от Рима сотни людей, тысячи, целые города, целые страны были уничтожены, или, наоборот, воздвигнуты с храмами, дворцами и садами.  

2. Эмблема второго положения тоже седалище, но, оказавшись на котором, человек попадал в безвыходное и унизительное положение. Это был обрубок дерева с поперечной перекладиной — крест. Этот обрубок с перекладиной говорил о том, что мог сделать один человек (властелин) с другим человеком (рабом).  

Таким образом, человек, наполнившись тьмой и способностью понимать добро и зло, приобрел возможность убивать себе подобного. Но этого оказалось ему мало, он стал убивать своего брата с мучениями и издевательствами. Но и этого оказалось мало. И вот выдумывается высшая форма торжества злой силы и власти, чтобы, не убивая, поставить брата в беспомощное положение и чтобы в своей беспомощности он вызывал смех у проходящих. И так, сидя или вися на этом обрубке несколько дней с бессмысленно разведенными руками, брат сам бы умер от приступов страшной, невыносимой боли.  

Вот как человек, наученный диаволом, злобно посмеивался над мыслью и волей своего Творца. Поистине человеческий род достоин был уничтожения.  

Любящий Господь поступил совершенно иначе. Но для этого нужно было уничтожить наивысшую и последнюю опору власти сатаны в мире, сделать ее орудием победы над ним самим. И Господь это сделал. Он отдал Сына Своего Единородного, чтобы Он повис на этом древе — ненависти и черной злобы. И Сын Божий, приняв на Себя все муки позорной казни на кресте, насытив злобу Своих врагов, умер, но на третий день воскрес, и запечетлел в сердцах людей Свое новое дело. С этого момента в мире людских представлений и понятий наступает полный переворот. Трон цезарей становится двусмысленным и неустойчивым, тогда как обрубок с поперечной перекладиной — Крест Христов — единственной верной опорой человека. Если до Христа крест наводил на человека ужас, страх и смерть, то после Христа он принимает крест с радостью и великой духовной силой, как путь в вечную жизнь. Вспомним христианских мучеников первых веков.  

Сатана обезоружен! Путь, истина и жизнь начинаются с Креста, без которого спастись нельзя. Каждый несет крест своей жизни. Наступает новая история человека, в которой уже нельзя отговариваться незнанием и непониманием. Бог висел на кресте! Крестом побеждена смерть! Слепых быть нe должно! Неведующих быть нe может! Поэтому, если мир до Христа был миром дикарей, живших в дебрях своего невежества, то мир после Христа, живущий без Креста, становится миром богоотступников и проклятых, которым будет сказано в свое время: «Идите от меня в огонь, приготовленный диаволу и слугам его». Tex же кто последует за Христом, неся крест своей жизни, открыто Господь называет друзьями Своими. «Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам», — говорит Спаситель и Господь наш Иисус Христос. Так безмерна любовь Божия к нам, воссиявшая с Креста Христова.  

Велик и необъятен Крест Христов. Не измерить его величину: ширину, длину, высоту и глубину, но постараемся насколько возможно себе это представить.  

Как же широк Крест Христов? Он широк, как мир. Ибо Христос умер за весь мир, как написано: за грехи всего мира (1 Ин. 2, 2).  

Как длинен Крест Христов? Так длинен, что продлится во все века, пока останется на земле хотя бы один грешник, которого можно спасти. Пока не исчезнут скорби и страдания и всё то, что противно Господу в Божием мире.  

Как высок Крест Христов? Также как небо, как престол Господень. Ибо когда Христос был распят на Кресте, небо сошло на землю, земля же вознеслась до неба.  

И как же, наконец, глубок Крест Христов? Это великая тайна. Но если Крест Христов высотой до неба, то глубиной своей Он нисходит до ада — до глубочайшего грешника, где бы он ни был. Ибо Христос сошел в ад и проповедал там духам в темнице.  

Таким образом, Крест есть великая и непобедимая, никем и ничем во вселенной, сила Христова, победа над грехом и смертью, без которого нет спасения.  

Будем же с благоговением взирать на величие Креста Христова. Склонимся же до земли перед Крестом Христовым и воскликнем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх