Воздержание духовное
Многие из простецов думают, что если можно угодить Богу воздержанием, то можно лишь одним воздержанием телесным. Не ешь мяса, не ешь рыбы, не вкушай с маслом, вот и будет, по их мнению, воздержание, и им Богу угодишь. Но они ошибаются. Телесное воздержание без духовного быть не может, а если и бывает, то оно во всяком случае недействительно, неистинно и Богу неприятно. Это доказать нетрудно. Вот я ничего не ем и не пью, а в то же время раздираю согласие и дружбу, снедаю ближнего клеветою, памятозлобствую. Будет ли, при таких условиях, мой пост приятен Богу? Конечно, нет. Или, я истончеваю тело воздержанием, а дух мой гордостью распыхается, или зависть пожирает меня. Что я, при этом, телесным постом угожу Богу? Опять нет. Или, телесно пощусь, а при этом и злыми помыслами услаждаюсь. Тут будет ли мне похвала от поста? Само собою, тоже не будет. Значит, понятно, что для благоугождения Богу необходимо с телесным соединить и воздержание духовное. Какое же? Воздерживаясь от пищи, воздерживайся и языком, и умом, и очами. Это что такое? А вот что: «Воздержание языком, – говорит св. Нил, – это значит не спорить, не сквернословить, никого не укорять, не осуждать, не проклинать, не лгать, не клеветать и ни на кого не наговаривать. Воздержание очами состоит в том, чтобы не взирать с бесстыдством на чужое лицо и не прельщаться красотою. Воздержание умом есть то, чтобы если придет к тебе злой, гнусный помысел, то не сочувствовать ему, не услаждаться им, не принимать его, но всячески отвращаться» (Прол. Июля 27). Все это, по учению святого отца, составляет воздержание духовное. А если таково оно, то, вместе с телесным, держитесь и его. «Постись, – говорит блаженный Кирилл, – от всякого греха, никакой пищи злобы не приемли... Постись от худых дел, воздержись от злых речей, удержи себя от развращенных помыслов, не прикасайся воровским хлебам развращенного учения... Такой пост есть приятен Богу» («Нетленная Пища», стр. 250).
Итак, чтобы угодить Богу постом, нужно соединить пост телесный с внутренним, т.е. расположить себя так, чтобы и внутренность, и внешность не преступали границ воздержания; чтобы ум и сердце, очи и уста, слух и язык, и все части, как внутренние, так и внешние, были в добром расположении. Например, если не вкушаете хлеба и не снедаете ближнего злобою и хлеб нищему подаете, – совершенно ваше воздержание. Если воздерживаетесь от пития и не жаждете корысти, – совершенно ваше воздержание. Если долго молитесь и в то же время молитесь за обижающих вас, – совершенно ваше воздержание. Если, наконец, для умерщвления плоти повергаете себя спать на голой земле, а вместе и повергаете от себя злые помыслы, – совершенно ваше воздержание. И дай Бог всегда вам такое воздержание иметь. Аминь.