Восьмой день. Поучение 1-ое. Явление Казанской иконы Божией Матери
(Божия Матерь есть охранительница и поборница, истинного учения Православной Церкви).
I. Когда и как явилась в Казани св. икона Пресвятой Богородицы, явление коей св. церковь ныне светло празднует?
В XVI столетии, именно в 1579 году, при царе Иоанне Грозном Пресвятая Богородица три раза являлась в сновидении одной девице г. Казани и повелевала возвестить духовенству и светским начальникам того города, чтобы они взяли икону Ея из земли, и указывала самое место, где сокрыта была икона. Сначала мать, потом начальники города не верили видению. Наконец, девица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, как будто только что написанную, а не бывшую в земле. Икона стала источать чудеса, при виде коих множество татар обращались к православной вере и утверждались в вере. Извещенные об обретении иконы архиепископ, градоначальник и народ, с крестным ходом, взяли и поставили икону в ближайшем храме. На месте явления иконы вскоре построен был монастырь Богородицкий и 8-го июля, в день обретения иконы, установлен праздник.
Явление чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани было весьма благотворно и спасительно. В Казани, до завоевания ее московским царем Иоанном Грозным, все жившие там татары блуждали во мраке ложной веры магометанской. Когда Казань была взята нашим царем Иоанном Грозным, жители ее мало-по-малу стали принимать христианство. Но внов крещеные татары были еще не тверды в новой для них вере и могли легко отпасть от Христовой веры и возвратиться в магометанство. Господь же наш Иисус Христос «не хощет смерти грешника» (Иезек. ХХХIII, 2), «но хощет всем спастися и в разум истинный приити» (1Тим.2:4). О том же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвещенных св. крещением казанских татар до совращения в прежнюю их магометову веру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить в сие время в Казани Свой образ и на всех с молитвою и верою притекающих к Ея иконе излить чудеса, через которые маловерные и новопросвещенные могли бы воочию убедиться в правоте святыя православные веры Христовой.
II. История праздника Казанской иконы Божией Матери напоминает нам, братия, о той важной и отрадной истине, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истинного учения православной церкви.
История церкви представляет много случаев такого охранения Богоматерью православной веры. Представим из них два.
а) В 3 м веке, когда христианство, находясь в борьбе с язычеством, должно было бороться вместе с разными лжеучениями, св. Григорий Чудотворец, епископ неокесарийский, желая точнее познать таинство веры, молил Бога об откровении ему Божественной истины; – и в одну ночь, когда он бодрствовал, размышляя о вере, ему явился старец, в величественном одеянии, обнаруживавший в себе великую добродетель. Познавши в нем мужа Божественнаго, посланного к нему от Бога для разрешения его недоумений, св. Григорий с восхищением и радостию смотрел на него; но старец дал ему знак обратить взор на другую сторону, и св. Григорий, по указанию его, увидел дивное явление в образе благолепной Жены, превосходящей всякий человеческий образ, на, которую, при разливающемся необыкновенном свете, от изумления и страха, он не мог смотреть. Явившиеся были Матерь Божия и св. евангелист Иоанн. Матерь Божия просила Иоанна открыть св. Григорию тайну благочестия, и св. Иоанн, преподав ему в кратких и определенных словах нужное наставление, скрылся от очей, его. Святый же Григорий, немедленно записав слышанное, согласно с ним стал проповедывать в церкви, и Божественное наставление, как великое некое наследие, оставил своим преемникам в рукописи.
Жизнеописатель сего св. Григория Чудотворца, св. Григорий Нисский свидетельствует, что живущий в той стране народ постоянно научался согласно с сим наставлением, и не был заражен никакою ересью и заблуждением. Наставление это есть то самое, которое постоянно исповедует православная церковь, и которое лежит в основании всего христианского вероучения. Это учение о таинстве св. Троицы (См. повествование о сем в конце «Прав. испов.» пер. с греч. изд. 4, 1831 г.).
б) С прекращением жестоких гонений язычников на христиан, христианству не меньшая предлежала опасность от богоотступника Юлиана, мечтавшего восстановит упадавшее язычество. Много верующие терпели от богоотступника, и наконец, пред походом своим в Персию, он грозил св. Василию Великому, епископу Кесарии каппадокийской, разрушить Кесарию до основания за ревность ее жителей к истинной вере, и в самой Персии, принося жертвы идолам, клялся всенародно, что истребит всех христиан, если счастливо кончит войну свою. Услышав об этом, св. Василий Великий, оставшись однажды один в церкви, стал пред иконою Божией Матери, на которой начертан был и лик св. мученика Меркурия, и молился о низложении отступника и безбожного мучителя, – и здесь же от этой самой иконы получил откровение о погибели гонителя. Всем известно, что богоотступник поражен был неизвестно кем пущенною стрелою и умер от истечения крови (См. продолжение 3-го слова Иоанна Дамаск. о икон. в Хр. чт. 1828 г. ч. XXX. стр. 10; сн. Цер. ист. Сокр. к. 3, гл. 21 и Феодорита к. 3 гл. 25; сн. Григ. Бог. слово 2-е на Юлиана. т. 1, стр. 186, 214, 189–190. Созом. Церк. ист. к. 6, гл. 2).
III. Да утвердят же эти события, записанные в достоверных источниках церкви, колеблющихся в православной вере. и да побудят их, молитвами усердной Заступницы рода человеческого, нелицемерно всею крепостью души искать своего спасения в ограде православной церкви, которая есть столп и утверждение истины и верный корабль, приводящий христиан к вечному спасению. Аминь.
14 июля 1896 г