Восьмой день. Поучение 1-ое. Св. преподобная Пелагия
(Польза от размышлений о будущем суде).
I. Св. преподобная Пелагия, память коей совершается ныне, была сначала известной плясуньей в Антиохии и вела жизнь полную беззакония. Привел ее к покаянию и христианской вере св. епископ Нонн, обративший ко Христу 30,000 арабов. Однажды, когда св. епископ поучал народ во храме, говоря о страшном суде и воздаянии, случилось, что вошла в храм Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она поражена была страхом Божиим и никак не могла удержаться от слез. Она пришла к св. Нонну, упала к ногам его и слезно просила крестить ее, называя себя морем грехов и бездною нечестия. Епископ Нонн, видя полное раскаяние грешницы, крестил ее. Чрез два дня после крещения диавол явился св. Пелагии ночью и разбудил ее, говоря: «не я ли так обогатил тебя? В чем же ты оскорблена мною? Прошу тебя, не делай меня посмешищем христиан». Но святая сотворила молитву с крестным знамением, и диавол исчез и уже не являлся более. Затем св. Пелагия отдала все свое имущество св. Нонну в полное распоряжение. Он приказал раздать имущество бедным, сказав при этом: «пусть будет расточено умно собранное худо». Св. Пелагия оделась в власяницу и подрясник св. Нонна, удалилась в Иерусалим и с мужеским именем Пелагия подвизалась в затворе; здесь и скончалась в 457 г.
II. Итак великая польза для человека слышать и размышлять о будущем суде и воздаянии грешникам и праведникам после смерти в вечной загробной жизни. Не одна препод. Пелагия, но множество грешников при размышлении о будущем суде восставали от своего нравственного сна и пробуждались к новой, христианской жизни.
а) Св. отцы церкви и все великие подвижники весьма восхваляют пользу размышления о страшнем суде.
«Будем, говорит «св. Иоанн Златоуст», постоянно говорить и себе и другим: есть воскресение, и страшное судилище ожидает нас. Если кого-либо увидим тщеславящимся и надмевающимся настоящими благами, скажем ему то же самое, и объявим, что все это останется здесь; если опять увидим другого удрученным скорбями и унывающим, выскажем и ему то же самое, указывая на то, что скорбям будет конец; если также увидим кого-либо преданным беспечности и разленению, представим ему опять то же, выставляя на вид, что нужно будет дать отчет в беспечности. Эта речь лучше всякого лекарства может уврачевать душу... Будем же представлять себе это (суд Божий) каждый день».
«Если будем постоянно иметь это в мыслях: то ничто из вещей настоящих и преходящих не удержит нас, потому что видимое временно, а невидимое вечно. Будем же непрестанно говорить и себе и другим: есть воскресение и суд, и (нужно будет дать) отчет в делах. Пусть говорят это и все те, которые допускают судьбу, – и они немедленно освободятся от этой гнилой болезни... Что же ты говоришь? Не ожидаешь воскресения и суда? Это исповедуют и демоны, – а ты не исповедуешь? «Пришел еси семо», говорят они, «прежде времени мучити нас» (Мф.8:29). Если же говорят, что будет мучение, то знают, конечно, что будет и суд, и отчет, и наказание. Не будем же прогневлять Бога, сверх худых дел, еще и неверием слову воскресения». («Св. Иоанна Злат. на еванг. от Иоан. беседы» ч. II, стр. 133–135, С.-Петерб. 1855 г.).
Подобным же образом учит «св. Ефрем Сирин»: «да будет беседа ваша только о суде и о своем оправдании. Совершаете ли какое-нибудь дело, в пути ли вы, на обеде ли, на ложах ли своих, или другое что делаете, – всегда имейте в мысли суд и пришествие праведного Судии. Помышляйте в сердцах своих и говорите друг другу: какая это тьма кромешняя (Мф.8:12)? Какой это огонь неугасающий и червь неумирающий (Мк.9:42)? Какой это скрежет зубов (Лк.12:28)? Беседуйте о том между собою всегда, и днем и ночью: как потечет река огненная (Дан.7:10), и очистит землю от беззаконий живущих на ней?.. Благорассуждать о сем необходимо, днем и ночью помышлять о сем, ибо кто всегда памятует о смерти, тот не будет грешить много». (См. «Христ. чт.» 1836 г., ч. II, стр. 157–158).
б) Многие подвижники благочестия собственным опытом дознали всю благотворность живого представления о смерти и будущем суде.
Блаженный «Исихий Хозевит», живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и, для утверждения себя в новой жизни, положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду, день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хотя пред смертию он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякого поучения воскликнул: «простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с этими словами предал дух свой Господу.
И подлинно, братие, не может согрешать! «Поминай последняя твоя – и во веки не согрешиши», учит премудрый сын Сирахов (7, 39).
Освободившись, сколько можем, от грехов, мы встретим смерть с радостию; ибо она люта только для грешников, а для праведников есть переход из мрака на свет, из темницы на волю, от трудов к покою, из страны чуждой в страну родную.
«Один благочестивый старец», достигнув глубокой старости, слег наконец на смертный одр. Братия окружили его и горько плакали о разлуке с ним; старец же, напротив, был полон радости и, открыв глаза свои, тихо улыбнулся; – помолчав немного опять улыбнулся, и через несколько минут тишины улыбнулся в третий раз. «Мы плачем, а ты смеешься», сказали ему братия. – «Да, отвечал старец, я смеюсь. И в первый раз я засмеялся тому, что все вы боитесь смерти, в другой раз потому, что вы неготовы к ней, и в третий потому, что иду от трудов на покой». («Прол.» апр. 30).
III. Молитвами препод. Пелагии да поможет нам Господь воспрянуть от суеты житейской и положить за правило хотя изредка, хотя напр. несколько минут перед отходом ко сну, подумать о смерти и будущем суде: такое размышление непременно будет для нас полезно, как оно было полезно для всех прибегавших к нему. Аминь.
15 октября 1896 г