Восьмой день. Поучение 1-е. День св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
(Христианская любовь есть надежнейшее средство к богопознанию и истинное начало деятельности христианина).
I. В честь лиц, для которых устрояют какие-либо торжества в нарочитые дни, обыкновенно говорят похвальные речи, выставляют их отличительные свойства, достоинства, доблести, заслуги. Что ж нам сказать ныне в похвалу св. апостола Иоанна Богослова, возлюбленного ученика и наперсника Христова? Какое красноречивое и плодовитое слово ни сказал бы кто в похвалу его святых, высоких качеств и действий, оно будет недостаточно: «величия твоя, девственниче, кто повесть?» Впрочем для небожителей и не нужны человеческие похвалы; им приятнее всего усвоение нами того духа и характера, которыми они водились во время земной жизни. И с нашей стороны самою лучшею данию признательности к св. апостолу Иоанну Богослову и самым лучшим выражением благочестивого почтения к нему будет усвоение его духа и его наставлений.
II. Какой же дух и отличительный характер св. Иоанна Богослова? Это христианская, самая нежная любовь к ближним; дух любви ощутительно веет и отражается в его евангелии и особенно ясно выражается в его посланиях. «Возлюбленнии, возлюбим друг друга; яко любы от Бога есть, и всяк любяй, от Бога рожден есть, и знает Бога» (1Ин.4:7). «Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною» (3, 18). «Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию» (3, 14). Вот некоторые черты из его любвеобильных посланий! По преданию, в последние годы жизни, уже престарелый апостол только и повторял: «дети! любите друг друга». И когда ученики спрашивали его: «для чего ты, отче, повторяешь нам часто одно и тоже?» он отвечал: «исполните это одно и для вас довольно».
В этом кратком ответе заключается весьма важная истина, именно та, что для христианина любовь к ближним есть а) надежнейшее средство к живому богопознанию и б) главное начало его правильной благочестивой деятельности.
а) Скажем сначала о том, что христиан. любовь к ближним есть лучшее средство к богопознанию. С детства мы получаем понятие о Боге, понятие о Его свойствах и действиях, но это понятие, так называемое умственное, не составляет еще надлежащего познания, если оно не будет переведено в сердце и жизнь. Сухия, отвлеченные понятия о Боге, сами по себе, без приложения к деятельности, безжизненны, как вера без дел, которую имеют и злые духи, «и трепещут» (Иак.2:19). Живое богопознание дает любовь. Апостол говорит: «не любяй, не позна Бога» (1Ин.4:8). Почему? потому что Бог есть любовь, свойства и действии Божии по отношению к тварям выразились и выражаются в любви к нам. Но кто скажет, что я люблю Бога, – следовательно и знаю Его, а не любит ближних, своих собратий по естеству и по вере во Христа, тот обманывается; «аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити» (4, 20)? Так, братия, мы не иначе можем любить Бога, как любя образ Божий в человеке, и подражая свойствам и действиям Божиим, а они, как мы уже заметили, главным образом выражаются в любви. Один св. муж справедливо уподобляет имеющего понятия и хорошо рассуждающего о добродетелях, без собственного опыта, человеку, который хвалит сладость меда, не отведавши его сам. И мы знаем из истории, что многие христианские подвижники достигали высшей степени богопознания путем любви, а с нею и других добродетелей. Преподобный Антоний Великий изумлял своими рассуждениями о Боге ученых философов своего времени.
б) Христианская любовь к ближним есть, далее, животворное начало деятельности. «Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию». Итак, по апостолу, первый признак истинной жизни есть любовь к ближним. Самолюбие первого падшего человека послужило корнем греха, – одно произвело гордость, зависть, ненависть, разъединение в роде человеческом, а за сими пороками духовную смерть. Сын Божий, Господь I. Христос, пришедший восстановить падшее человечество, и Собственным примером и Своим учением положил в основу действий христианских любовь. «О сем разумеют вси, яко Мои учеиицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин.13:15). И «любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине» (1Кор.13:4-6), – значит вносит истинную жизнь в среду людей! И могущественна сила любви! Один из учителей церкви сказал: «люби и делай, что хочешь», – «все твои поступки будут хороши», т.е. руководствуйся побуждением любви к ближним, и тогда твои действия будут сообразны с законом Божиим и благотворны для других. Голос любви имеет великую силу. Вот один из примеров: святый апостол Иоанн Богослов, во время пребывания своего в Ефесе, обратил ко Христу одного юношу и, удаляясь в другие страны, поручил его местному блюстителю церкви для надзора и утверждения в новой жизни; юноша с пламенным усердием служил Богу и церкви несколько лет; но потом увлекся примером порочных людей, развратился, оставил доброе убежище и наконец сделался начальником шайки разбойников. Когда возвратился апостол Иоанн в Ефес, он с горестью и узнал о случившемся. Чтож он делает? Несмотря на старость лет, он стремится к месту пребывания юноши, несмотря на опасности, отыскивает его; юноша, завидев и узнав старца, от укора совести и стыда убегает; но старец своим голосом: «остановись, остановись, сын мой», – заставляет его возвратиться, и, успокоив прощением греха от Бога, возвращает его к той же добродетельной жизни. Какое самоотвержение в апостоле, который подвергался сам опасности жизни, желая спасти душу другого! Вот образец христианской любви! Св. Павел без любви считает ничтожными все добродетели. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3).
III. Братие, будем друг к другу искренни, братолюбивы, единомыслены, единодушны и во всех действиях по отношению к ближним будем руководиться духом христианской любви. При таком настроении мы привлечем к себе любовь Божию, а с нею и крепкую силу. Аминь.
14 мая 1896 г