Восьмой день. Преподобный Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский
(О служении больным).
I. Св. Феофилакт, память коего совершается ныне, был некоторое время иноком в обители близ Черного моря в самое время иконоборческой ереси. Когда при императрице Ирине ересь была осуждена седьмым вселенским собором, то св. патриарх Тарасий, знавший добродетельную жизнь Феофилакта, убедил его принять звание епископа никомидийскаго. В этом сане Феофилакт явился истинным служителем и последователем Христа: он служил бедным, больным, устраивал странноприимные дома и больницы; время заразы, случившейся в городе, сам ходил за больными, своими руками обмывая раны их.
Ересь иконоборческая, утихшая после собора, возникла вновь при царе Льве армянине. Достойный епископ Феофилакт и другие епископы напрасно увещевали царя, стараясь отклонить его от ереси: он всех их сослал в заточение. Св. Феофилакт томился тридцать лет в изгнании, претерпевая лишения и страдания, и почил в глубокой старости около 845 года.
II. Пример преподобного отца нашего Феофилакта, служившего больным и устраивавшего больницы, да возбудит и у нас желание служить по мере наших сил и уменья нашим больным и облегчать их страдания.
а) Возлюби ближняго твоего, как самого себя (Мф.22:39), говорит Спаситель. Но как мы поступаем, если у нас заболит какой-либо член тела? Мы спешим сделать все, что служит к облегчению и прекращению болезни: обращаемся за помощию к врачам и лекарствам, стараемся всячески оградить больной член, чтобы ничто не тревожило его. Так должны действовать и по отношению к ближнему больному, – пригласим и к нему немедленно врача духовного и телеснаго, позаботимся об очищении его души таинствами покаяния, причащения и елеосвящения (Иак.5:14-16), предложим ему и лекарственные пособия (Сир. ХХХVIII, 4, 12). Милосердый самарянин, выставленный нам Спасителем в образец сострадания к больным, не только сам перевязал раны у избитого разбойниками, возливая на них масло и вино, но и дал два динария содержателю гостиницы, прося его позаботиться об израненном. Устраним от больного все, могущее нарушить покой его. Словом, во всем поступим с людьми так, как хотим, чтобы они поступали с нами (Мф.7:12).
б) Мы, страдая болезнию, желаем, чтобы окружающие нас были всегда готовы к нашим услугам. Подобным образом будем вести себя и по отношению к больному собрату. Праведные люди так и обращались с больными. Преподоб. Агафон, однажды идя в город для продажи небольших сосудов, находит на дороге прокаженнаго. Прокаженный спрашивает его: «куда идешь»? Преподобн. Агафон отвечал ему: «в город продавать сосуды». Прокаженный сказал ему: «сделай милость, снеси и меня туда». Старец поднял его и принес в город. Больной сказал: «положи меня там, где ты будешь продавать сосуды». Старец сделал так, Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил его: «за сколько продал ты»? – За столько-то, отвечал старец. Больной сказал: «купи мне пирог.» Старец купил. Потом продал другой сосуд. Больной опять спросил: «этот за сколько?» – За столько-то, отвечал Агафон. Больной сказал: «купи мне такой же пирог». Преп. Агафон купил. Наконец, когда старец продал все сосуды и хотел идти назад, прокаженный спросил его: ты идешь? – Да, – отвечал старец. Больной сказал ему: «сделай милость, отнеси опять меня туда, где взял». Старец взял его и отнес на прежнее место его.
Вот и другой пример любвеобильного обращения с больными. Св. Макарий, придя некогда к одному отшельнику и найдя его больным, спросил: «не хочет ли он съесть чего либо»? Больной отвечал: – хочу пастилы. Мужественный старец не поленился сходить в Александрию за много верст, чтобы достать больному желаемое. Вот с каким самоотвержением и любовию праведники старались угодить и успокоить больных!
в) Уход радушный за больными считается наилучшим богоугождением. Служение больным Спаситель прямо относит к Себе. Праведники вопросят всемирного Судию: Господи, когда мы видели Тебя больным и послужили Тебе, – и Царь небесный скажет им в ответ: истинно говорю вам: Поелику вы сделали сие одному из сих братьев Моих, то сделали Мне.
III. Итак, братие, ходите за больными со всем усердием, не отказывая им в их просьбах, стараясь успокоить их, а не раздражать, располагая их не к ропоту, а к благодушному терпению. Такой наш уход за больными будет самым наилучшим богоугождением, признается Спасителем за службу Ему и подвигнет всемирного Судию к помилованию нас на страшном и праведном суде Его. Аминь.
14 марта 1896 г