Восьмой день. Преп. Патапий.

(Нужно избегать внешней и земной славы и искать внутренней и небесной).

I. Блаженный Патапий, ныне прославляемый, родом из Фив египетских, жил в конце VI в. и начале VII. Он происходил от родителей христиан и воспитан в благочестии. Пришедши в совершенный возраст, он оставил мирскую суету, сделался монахом и в пустыне подвизался в непрестанных трудах и молитвах. Но скоро его имя прославилось; многие стали посещать его, просить его наставлений; и тогда Патапий, видя, что не может жить в уединении и безмолвии, как он того желал, и желая избежать мирской славы, переселился в Константинополь. Там стал он жить в тесной келлии, близ Влахерны, молясь день и ночь; но слава его не могла укрыться от людей. Бог сподобил угодника Своего чудотворной силы и все больные, с верою просившие его помощи, получали исцеление его молитвами.

Преподобный скончался в глубокой старости.

II. Преподобный Патапий, избегавший земной и внешней славы человеческой и для того оставивший даже родину, учит и нас, братие, избегать земной и внешней славы у людей, в каких бы видах она ни выражалась.

Почему же нужно избегать славы человеческой?

а) Потому, во-первых, что трудно человеку переносить славу без вреда для души своей. Трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и победившим страсти и святым. Хотя дарована им победа над грехом, но не отнята у них изменяемость, не отнята возможность возвратиться ко греху и под иго страстей, что и случалось с некоторыми при недостатке бодрствования над собою, при допущении доверенности к себе, к своему духовному состоянию.

Преподобный Макарий Великий повествует, что некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но, будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную. (Бес. XXVII, 16).

В четвертом веке жил в Египте святый старец, имевший особенный дар чудотворения и по причине его громкую славу между человеками. Вскоре он заметил, что гордость стала овладевать им, и что он не в состоянии победить ее собственными усилиями. Старец прибег к Богу с теплейшими молитвами, чтоб попущено ему было для смирения беснование. Бог исполнил смиренномудрое прошение раба Своего, и попустил сатане войти в него. Старец подвергался всем припадкам беснующагося в течение пяти месяцев; принуждены были надеть на него цепи; народ, стекавшийся к нему во множестве, прославлявший его великим святым, оставил его, разгласив, что он лишился разсудка, а старец, избавившись от славы человеческой и от зараждавшейся в нем гордости по поводу этой славы, возблагодарил Бога, спасшего его от погибели. Спасение совершилось посредством незначительного томления и безчестия пред плотскими людьми, которые не понимали, что по причине знамений диавол устраивал старцу бедствие, а посредством открытого беснования старец возвращен на безопасный путь дивным милосердием Божиим. (Patrologiae L. LХХIIИ. De vit. patrum. lib IV, сар. XIII).

б) Потому, во-вторых, внешнюю и земную славу нужно презирать, что внешняя слава сама по себе не имеет никакой цены, и не заслуживает быть предметом искания для христианина, который должен стремиться к славе вечной, небесной, духовной. Об этом так говорит святитель Тихон Задонский.

«Честь и благородие коль за велико почитаются от сынов века сего, и сказать не возможно... Но и сей плод извне красен, но внутрь – гнил, и при нашедшей напасти и бедах, или при неизбежной для всех кончине, спадает и исчезает, как бы его не было. Тогда высокородный – от простого, и господин от раба ничем не различается. Тогда всяк познает пустое имя и титул, подобный меху надутому, но – праздному. А что с душею делается, которая в благородном теле жила, над людьми господствовала, но сама страстям работала, людей обличала и судила, но сама совестию и законом обличается?.. Что с нею?.. Знаем, что «Бог лица человеча не приемлет», что «всяк приимет, яже с телом содела, или блага, или зла». Паче же в слове Его читаем, что «суд жесточайший преимущим бывает»(Прем.6.5-8). Честь убо и благородие мира сего без христианского истинного благородия большему суду и осуждению подлежат»... «Я здесь не лица благородные осуждаю, не буди то, говорит тот же святитель, но честолюбие и славолюбие, которое с истинным христианским благородием и верою поместиться не может, по слову Христову (Ин.5:44). И признаю, что языческое дело – за суетною славою гоняться, – языческое, которые того только и ищут, что чувствам их подлежит. Христианам стыдно в сем подражать язычникам, – христианам, которых сердца к иному, несравненно лучшему, благородию вера возводить должна»...

После сего святитель Тихон Задонский ставит вопрос: какая же истинная слава, которой можно желать христианину? Итак, отвечает на этот вопрос:

«Быть истинным христианином, сыном церкви православной, членом тела Христова, иметь общение с Отцем и Сыном Его И. Христом... Вся слава царей и князей мира сего ничто пред Ним. Не сия слава видна ныне, но откроется в последний день (1Ин.3:3). Но славолюбие суетное не допущает бедного человека до истинной сей славы. Славолюбие, говорю, а не слава мира сего. Ибо иное – славу и честь в мире сем иметь; иное – славу и честь в мире сем желать и искать. Могут иметь и имеют истинные христиане и святые славу в мире сем, но не ищут ея, паче же – и убегают от нея. Славолюбие есть знак пристрастия к миру, а оно преступно и христианскому сердцу не прилично». (Из Творений св. Тихона Задонского).

в) Посему, братия мои возлюбленные, отвергнув наружную и суетную славу, будем заботиться о приобретении внутренней, духовной. Один великий проповедник нашей церкви, Филарет митр. московский (см. Проповеди его т. IV, изд. 1882 г. стр. 563) так говорит об этой внутренней славе.

"«Скажи украшенной храмине»: ты не чертог небесного Жениха. Чертог Его – непорочное сердце. Он «вселяется верою в сердца» (Еф.3:17).

«Скажи изящным одеждам»: ни одна из вас не годится «быть одеянием брачным» (Мф.22:12), в котором входят на царский брак, и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут в стане, и не принесут из чужой земли: оно частию подается свыше, частию выработывается собственными подвигами каждаго, по реченному: «облецытеся Господом нашим Иисусом Христом» (Рим.13:14); «облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол.3:12).

«Скажи роскошному пиру»: не сюда прийдет небесный Гость, хотя Он и обещал «внити» и «вечеряти» со всяким, кто Ему «отверзет двери»(Апок.3:20). У Него иная пища: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Мф.4:4). Ему надлежит отверзти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его», «и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. ХIV, 23).

«Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия», когда они приближаются, к вашим добрым делам: удалитесь, «лисы губящия винограды» (Пес. II, 15); мы хотим сохранить Господу винограда ни кем не тронутый плод».

III. С помощию указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, «да» «даст вам», братия, Отец небесный, «по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце» (Еф.3:16), да, имея «славу внутри», достойны явимся славы вечныя. Аминь.

                                                                                                                                                                                                              14 декабря 1896 г

Наверх