Восемнадцатый день. Св. Лев, папа Римский
(Сила кроткого слова).
I. Велика сила слова, которое исходит из благочестивого кроткого сердца: оно смиряет гордых и смягчает жестокосердых. В подтверждение этой истины расскажем вам, братие, следующее событие из жизни св. Льва, папы Римского, память коего ныне. В то время, когда Лев был папою или, что тоже значит, архиепископом в Риме, появился дикий и воинственный народ гунны. Предводителем этого народа был Атилла, справедливо прозванный бичем Божиим, ибо жег, грабил и убивал людей без всякого сострадания; он сам хвалился, что не вырастает трава там, где прошел конь его. Вот он уже сжег и разрушил до пятисот городов и приближался к Риму. Страх объял жителей Рима, все бежали из города, бросали оружие, так как считали врага непобедимым. Но не бежал и не страшился Атиллы св. Лев. По просьбе императора, он встретил непобедимого завоевателя с оружием, которое оказалось острее всех мечей, – оружие это было доброе, кроткое слово служителя Божия. «Атилла, ты победил всю вселенную, говорил св. Лев, теперь просим тебя, победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас». Слова св. Льва были так убедительны и кротки, что смягчили жестокого варвара, и Атилла сказал Льву: «твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною, я признаю себя побежденным!».
II. Видите, братия, доброю ласкою и просьбой всегда можно сделать гораздо более, чем гневом.
Если вы видите, что кто-либо замышляет оскорбить вас, то вместо того, чтобы вступать с ним в ссору, поспешите смягчить гнев его ласковым словом. Язык, исправляющий ближняго, есть как бы древо жизни. «Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа», говорится в притчах Соломона (Притч.15:4).
Чтобы наглядно видеть, какую силу имеет слово, исполненное христиинской любви и кротости, как оно могущественно действует даже на грубых людей, не просвещенных светом христианской веры, приведем здесь два примера.
Когда пришли к авве Иоанну персянину злодеи, чтобы ограбить его и убить, он принес умывальницу и умолял их словами христианской любви и кротости позволить ему умыть их запыленные ноги. Злодеи устыдились: начали просить у св. старца прощения и раскаиваться в своей злонамеренности. (Достопам. ска. о подв. св. и блаж. отцев).
Однажды преподобный Макарий, идя в нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел ему идти несколько впереди себя. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик воскликнул ему: «куда бежишь, демон?» Жрец, рассердившись, прибил его жестоко, и оставив его едва дышавшим, снова поспешно продолжал путь свой. Прошедши немного, он встретился с блаженным Макарием, который еще издали приветствовал его так: «здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец, удивившись, отвечал: «что нашел ты во мне добраго, чтобы приветствовать меня?» Старец сказал: «сделал я тебе приветствие потому, что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец на это отвечал: «от приветствия твоего я пришел в умиление, и понял, что ты – великий служитель Бога, – напротив того, другой, не знаю какой, инок, повстречавшись со мной, обругал меня, за то я и прибил его». С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: «не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом!». Они пошли вместе. Дошедши до того места, где лежал избитый инок, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев, что жрец идольский идет вместе с блаженным Макарием, очень удивились этому. Жрец принял христианство, а потом и монашество. Наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратилися к христианству.
По этому случаю сказал авва Макарий: «слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей». («Отечн.», еп. Игнат., стр. 308).
Ш. Молитвами св. Льва, ныне воспоминаемаго, да удалит от нас Господь дух раздражения и гнева и да дарует нам дух христианской кротости и любви в обращении со всеми нашими ближними и не только с друзьями, что и естественно, но и с людьми, враждебно к нам настроенными. Аминь.
23 февраля 1896 г