Восемнадцатый день. Св. ап. и евангел. Лука

(Опровержение предрассудков, по коим не хотят лечиться у врачей).

I. Св. церковь ныне в своих песнопениях прославляет св. Луку, память коего совершается ныне, как евангелиста и писателя «Деяний апостольских», и как врача. – Св. Лука родился в Антиохии и считался в числе 70 апостолов, избранных Самим Господом. Во время страданий Господа, после поражения Пастыря, рассыпались овцы стада и св. Лука оставил Господа. Когда весть о воскресении Спасителя дошла до Луки, то он не веровал от радости и удивлялся. Из такого смутного состояния вывел его Сам Господь, явившись ему на пути в Эммаус. Спаситель шел с Лукою и Клеопой до Эммауса не узнанный и убеждал их в истине Своего воскресения словами св. писания. Затем Он объявил им Себя во время преломления хлеба и стал невидимым. По сошествии Св. Духа на апостолов св. Лука в сане епископа был сотрудником св. апостолов Петра и Павла в распространении веры Христовой.

Св. Лука был сведущ не только во врачебном искусстве, но и в живописи. Им написаны изображения Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и св. апостолов Петра и Павла. Св. Лука скончался мученическою смертию, быв повешен в Ахаии на оливковом дереве, около 95 года по Р. Христовом.

II. Св. апостол и евангелист Лука, бывший врачом и следовательно считавший вполне возможным соединение обязанностей врача с высоким званием св. апостола и евангелиста, обличает тех христиан, которые считают за грех лечиться у врачей. Такие люди заражены весьма сильными предрассудками, несостоятельность коих не трудно показать.

а) Есть люди, которые в оправдание отвращения своего от врачей и их искусства говорят: «врачи не спасут, когда не спасет Бог». Правда, без Божией помощи не действительно пособие самых опытных врачей; но из этого следует не то, что не нужно и грешно прибегать во время болезни ко врачам, а то, что болящий должен прибегать не к одним врачам, а вместе и первее всего ко Господу Богу. Посему и Сирах, давая советы болящему, говорит ему: «в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит, отступи от прегрешения, и направи руце твои и от всякого греха очисти сердце твое». Потом Сирах продолжает: «даждь место врачу: Господь бо его созда, и да не отступит от Тебе: благотребен бо ти есть» (Сир.38,9,12).

б) Иные потому почитают грехом обращаться к врачам и исполнять их предписания, что руководствуются в своих суждениях об этом слепою верою в судьбу. «Кому суждено от Бога в известное время умереть, говорят они, тот умрет при всех пособиях врачебного искусства и при соблюдении всех правил осторожности, а кому выздороветь, тому нечего бояться смерти, хотя бы он совсем не лечился». Но такие понятия о судьбе не согласны с христианским учением, которое требует, чтобы мы в нуждах наших обращались к Богу с молитвой о помощи и трудились; в частности требует, чтобы мы в болезнях искали исцеления также в молитвах и таинстве елеопомазания (Иак.5:14), и в лице ап. Павла, заботившегося о здоровьи ученика своего Тимофея (1Тим.5:25), указывает образец для нашего подражания. К чему же все подобные внушения слова Божия, если признать справедливым мнение, будто Бог определяет нашу судьбу, совершенно не обращая внимания на наше поведение, совершенно не требуя от нас собственных наших усилий в деле устроения нашей участи?

Те, которые почитают грехом лечиться как по слепой вере в судьбу, или безусловному предопределению Божию о своей судьбе, так и по другим каким-либо причинам, находятся в опасности впасть, вместо этого мнимого греха, в грех действительный, самый тяжкий: своею беспечностию о восстановлении здоровья они могут ускорить свою смерть, а через то сделаться виновниками в грехе самоубийства (о чем страшно подумать).

Пусть такие люди припомнят следующия слова св. отца церкви, Григория Богослова: «если я решусь истомить свое тело, – говорит св. Григорий Богослов, – то некого мне будет употребить в сотрудники в добрых делах; а я знаю, для чего я приведен в бытие, – знаю что мне должно восходить к Богу посредством дел... Итак мы обязаны заботиться о теле – сем сроднике и сослужителе души; ибо хотя и виню его как врага за то, что терплю от него; но я же люблю его как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним.» (Из творений св. Григория Богослова, ч. II, стр. 7–8).

в) Некоторые во время болезней отказываются от лечения, между прочим, потому, что врачи предписывают им употребление скоромной пищи в постные дни. Они решаются лучше остаться больными, лишиться жизни, чем нарушить пост, оскоромиться. Это без сомнения прекрасно, если они чувствуют себя довольно здоровыми, если их здоровью не грозит серьезная болезнь и опасный упадок сил. Не только врачей, но и никого не должно слушать, когда советуют нарушать посты в угоду плоти, в потворство чувственности, без всякой настоятельной потребности. Но тем не менее – в крайность впадать и здесь нельзя: благоразумное указание «благочестиваго» врача на серьезную опасность для здоровья от излишняго поста и предписание укрепляющей пищи должно быть принято во внимание. Отказываться от подобных советов всегда и во всех случаях нельзя. Благоразумно ли это? Уместна ли подобная ревность? Пост установлен св. церковию для того, чтоб обуздать страсти человека, но он не должен простираться до изнурения сил. Больной изнурен, обессилел, врач находит нужным дать ему пищу более питательную и здоровую, – он может последовать его совету без всякого сомнения и смущения. Святая церковь требует строгого соблюдения постов от людей здоровых, а больным и слабым всегда оказывает снисхождение. Так апостольское 69-е правило говорит: «аще кто епископ, или пресвитер, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду или в пяток, «кроме препятствия от немощи телесныя», да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Здесь предписан строгий пост всем верующим, но сделано исключение для немощных и болящих. Такое же правило дает и св. Тимофей александрийский: «больному, говорит он, по причине изнеможения его, может быть разрешено употребление пищи и пития, смотря по тому, «что от может понести», – даже в великую четыредесятницу, пред наступлением пасхи. Также разрешается и женам находящимся в это время в болезнях рождения» (Прав. 6). Особенно ясно говорит об употреблении пищи св. Василий Великий: ,по достоинству для нас всякая пища равна, а в рассуждении пользы мы различаем во всякой пище вредное от здравого и полезнаго: «ядущий что-либо по нужде не делает беззакония».» (Прав. 86). Все эти правила внесены в канон церковный, как положительное узаконение церкви. Таким образом совесть больного, вкушающего в постные дни скоромную пищу, должна быть вполне спокойна. Он «не делает беззакония», если вкушает по нужде, по совету верующего врача, для восстановления здоровья.

Итак здоровье нужно беречь, как драгоценный дар Божий. В случае же болезни, после прилежной молитвы Богу, дозволительно найти искусного врача – христианина (к иноверцу, напр. еврею, язычнику по правилам церкви не следует обращаться за врачебною помощию) и с молитвою к Создателю, подающему врачевание, пользоваться врачебными пособиями.

г) Некоторые отказываются от врачебной помощи на том основании, что будто святые не одобряли лечить болезни и не лечились сами. Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить:

аа) Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали ко врачам или домашним врачебным средствам. Так св. Сампсон странноприимец был вместе и врач. Он, как сказано в житии его, «от враческого художества своего подаваше исцеление» (Ч.-М. жит. св. Сампсона, июня 27 д.).

бб) Преподобные Кир и Иоанн, святые Косьма и Дамиан – были также врачами; также св. евангелист Лука был врач, как мы уже говорили.

вв) Св. Феофилакт устроял и больницы. (Ч.-М. жит. св. Феофил., марта 8 д.).

гг) Святые также прибегали и к врачам. Так в житии преп. Зосимы финикийского пишется, что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, жит. Зосимы финик., июня 8 д.).

дд) Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в житии «св. Афанасия Афонского» сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление, и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места св. Антония платком – и облегчилась болезнь Антония (Афонск. патер. жит. св. Афанасия афонск., июля 5 дня).

В житии преподобной «Евпраксии» девицы также пишется, что когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игумения того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ея: а в другой раз, когда Евпраксия, зацепив за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровию, то игумения прикладывала ей елей и соль к больному месту. (Ч.-М. жит. Евпраксии, июля 25 д.). (Душ. чт. за 1865 г.).

III. Итак, отвергнув вредные предрассудки, будем в необходимых случаях обращаться к врачебной помощи, помня, что главный источник исцелений есть Господь, к Которому прежде всего и нужно обратиться за помощию; она и будет подана, если мы благодатными средствами уврачуем свою душу от грехов, в большинстве случаев главных причин всех наших болезней; а за сим не возбранно будем искать помощи у врачей, которых Господь может после нашего покаяния умудрить нам во спасение. Аминь.

                                                                                                                                                                                                           25 октября 1896 г



Наверх