Проповеди на праздники:


Вопрос об основании Римской Церкви

По вопросу о том, кто именно был основателем Римской Церкви, мы вынуждены ограничиться догадками. Не подлежит сомнению, что основателем Римской Церкви не был ап. Павел. Это вытекает с полной ясностью из Послания к Римлянам. Павел не только говорил, что он в Риме никогда не был (Рим.1:9–15, ср. особенно Рим.1:13), но даже объясняет, что ему мешало быть в Риме: он держался правила не строить на чужом основании (Рим.15:20–22). Основание было заложено кем-то другим, и вера римлян возвещалась уже во всём мире (Рим.1:8, ср. Рим.15:14). Павел не хотел вторгаться в чужую работу.

В Римско-Католической Церкви основание христианской общины в Риме считается делом ап. Петра. Его называют первым Римским епископом, с которого начинается ряд Римских пап, и срок его епископства определяется в двадцать пять лет. Рим и оказывается в этом толковании тем «другим местом», куда отбыл Пётр по оставлении Иерусалима (Деян.12:17). Но от 44 до 68 г., самой поздней даты, к которой мы можем относить мученическую смерть Петра в Риме, прошло меньше традиционных двадцати пяти лет. С другой стороны, римское предание оказывается несовместимым с антиохийским преданием, которое, как мы видели, имеет точки опоры в Новом Завете. Но мало того, что предание о ранней деятельности ап. Петра в Риме вызывает возражения, вышеприведённое место Рим. 15:20–22 говорит тоже против основания Римской Церкви ап. Петром. Не желая строить на чужом основании, ап. Павел не говорит, кто это основание положил. Если бы это был «первоверховный» Пётр, нежелание Павла вторгаться в чужую работу было бы тем более оправдано, и он упомянул бы имя Петра в Послании к Римлянам, как он упоминал его в Послании к Галатам (Гал.1:18, 2:7, 9, 11) и в Первом к Коринфянам (1Кор.1:12, 9:5, 15:5). Молчание Павла говорит против предания Римской Церкви о Петре как её основателе.

Остаются догадки. Во-первых, не исключена возможность, что первое слово о Христе, дошедшее до Рима, было связано с чудом Пятидесятницы. В числе слушателей Петра были ἐπιδημοῦντες Ῥωμαῖοι (Деян.2:10, русский перевод: «пришедшие из Рима»). Этим именем Дееписатель мог обозначить как римлян, постоянно проживавших в Иерусалиме, так и иудеев, имевших оседлость в Риме и пришедших в Иерусалим по случаю праздника. В обоих случаях – особенно же в последнем – весть о Христе могла дойти до Рима, и в Риме могли быть посеяны первые семена Христовой веры. Другая возможность, может быть, заключена в намёках Послания к Римлянам. Так, напр., что значит замечание ап. Павла, что Мариам (или, в другом чтении, Мария) «много трудилась для нас»41 (Рим.16:6)? И то, что сродники Павловы, Андроник и Юний, прославились как апостолы, не заключает ли это, в Послании к Римлянам, указание на их участие в насаждении христианства в Риме? Дальше вопросов мы не можем идти. Большего внимания заслуживает третья догадка. Как объяснить тот факт, что ап. Павел, никогда не бывавший в Риме, посылает привет стольким членам Римской Церкви (Рим.16)? Не исключена, конечно, возможность, что он знал о них понаслышке, напр., от Акилы и Прискиллы. Но кое-кого он, во всяком случае, знал лично (ср. Рим.16:5, 7, должно быть, Рим.16:13 и др.). А если он знал некоторых, то почему не допустить, что он знал и остальных? Дело в том, что столица государства всегда обладает притягательной силой для граждан. Вполне возможно, что Римская Церковь была основана людьми, обращёнными в христианство вне Рима, попавшими в Рим каждый по своей собственной надобности и уже в Риме соединившимися в христианскую общину. В таком случае вполне допустимо, что Павел лично встречал тех людей, которых он приветствует в Рим., встречал в разное время и в разных частях Римской империи. Многие из этих людей, может быть, даже все, примкнули в Риме к уже существовавшей Церкви. Но как они пришли в Рим независимо друг от друга, так независимо друг от друга могли прийти в Рим и те христиане, которые впервые принесли в столицу империи благую весть.



Проповеди на праздники:

Наверх