Проповеди на праздники:


Вопрос об объеме спасения в Ин.

Особого внимания требует вопрос об объеме спасения. Стяжание жизни вечной по вере в Воплощенного Сына Божия (Ин.3:16) можно понимать и как изъятие спасаемых из мира. Но уже в следующем стихе (Ин.3:17) спасение мира понимается как цель посланничества Сына Божия. У читателя создается впечатление, что речь идет о мире в целом, а не об отдельных людях, изымаемых из мира. И если пребывание в доме раба есть пребывание случайное и как таковое временное (Ин.8:34–35), не означает ли это, что Сын освободит всех рабов (Ин.8:36)? Трудно доказать и ту мысль, которую древние вычитывали в Ин.12:32, будто привлечение ко Христу чрез вознесение Его на крест относится к коллективам, а не к индивидуумам. Господь сказал: «всех», и ничто не препятствует буквальному пониманию этих слов. В Ин.8:28 Он связывает, тоже с вознесением Своим на крест, познание Его враждебными Ему иудеями. В Новом Завете, в познании, выраженном через глагол γιγνώσκω, слышится мысль о существенном единении познающего субъекта с познаваемым объектом. Если познание Христа есть единение со Христом, то в этом познании уже заключено спасение. О познании мира снова говорится в Ин.14:31 и 17:23. В первом случае объект познания – любовь Сына к Отцу, во втором случае – Божественное посланничество Сына и любовь Отца к Нему и к ученикам. В другом месте Первосвященнической молитвы (Ин.17:21) Господь видит цель привлечения новых учеников в том, чтобы мир уверовал в Его посланничество Отцом. Мы уже ставили вопрос, не думал ли Господь о расширении круга учеников до пределов мира. Ведь и свидетельство миру (Ин.15:26–27) и даже обличение мира (Ин.16:8–11) не может иметь чисто отрицательного значения. И какая глубокая любовь к миру (Ин.3:16) слышится в радости матери тому, что родился человек в мир (Ин.16:21). Возможно, что мысль о спасении мира через Церковь подразумевается в Ин.13:20. Это слово Христово прерывает предупреждение о предателе, присутствие которого среди учеников оттеняет мысль о союзе учеников как союзе любви. Этот союз есть Церковь. Не думал ли Господь о расширении Церкви за счет мира до полного поглощения Церковью мира? Внимательное чтение Ин. оставляет впечатление, что мысль о спасении мира во всей полноте его членов была дорога Иоанну. Но он никогда не полагает на ней ударение и даже не договаривает ее до конца. И это молчание, может быть, тоже не случайно. Оно – в духе Ин., вызывающего вопросы и оставляющего их без окончательного ответа.


Проповеди на праздники:

Наверх