Вода. Слово,сказанное в Преображенской церкви г. Москвы. 1959г.

Вода. Слово,сказанное в Преображенской церкви г. Москвы. 1959г.

Подумаем, мои дорогие, над повествованием св. евангелиста Иоанна Богослова о беседе Господа нашего Иисуса Христа с женщиной самарянкой. Об этом говорит св. евангелист в четвертой главе. Кто это была женщина самарянка и почему так она названа? И где происходила эта беседа нашего Господа с женщиной самарянкой? Если посмотреть на карту Святой земли времен Господа Иисуса Христа, мы увидим, что река Иордан, протекающая с севера на юг, разделяет ее на две неравные половины: левую, ближнюю к морю, большую, и правую — меньшую. Левая часть Святой земли состояла из трех главных областей: южная называлась Иудеей, средняя — Самарией и верхняя — Галилеей. Жители Самарии были в большой вражде с иудеями. Вражда была не однолетней, а многолетней, и была жестокой, злой. Когда иудеям надо было из Галилеи, с севера Палестины, проходить в Иудею в город Иерусалим, в котором находился храм (а храм был один и всем иудеям надо было собираться в этом храме в праздник Пасхи), они не проходили через Самарию. Они переходили через Иордан и шли по восточной части Святой земли, чтобы только не встречаться с самарянами. Самарянин не только никогда не дал бы иудею испить чашу холодной воды, но со злобой встретил бы его, если бы иудей прошел через его область. Сколько всегда было немощей у духа человеческого и сколько зла было и тогда на земле! Какая вражда коренилась в сердцах самарян против иудеев!

И вот, говорит св. евангелист Иоанн Богослов, по окончании праздника Пасхи Господь Иисус Христос, возжелав направиться в Галилею, на север Святой земли, пошел со Своими учениками не правой стороной реки Иордан, а прямым путем, через эту Самарию. Пройдя некоторую часть пути по Самарии, Спаситель сел около колодца Иаковлева — колодца, который был некогда вырыт ветхозаветным праотцем Иаковом и его именем был назван; существует он н сейчас. Стоял жаркий день. Ученики ушли в город купить пищи, а к колодцу подошла женщина самарянка с кувшином, чтобы почерпнуть из него воды для своего дома. С удивлением смотрит она на Путника, и, может быть, сначала по одежде, а потом и по Его речи узнает, что Он иудей, которых ненавидят самаряне. Обращаясь к женщине, Спаситель говорит ей: «Дай Мне пить». Женщина с изумлением продолжает смотреть на Него и говорит: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Неиссякаема любовь Христова! Христос не только словами учил любить ближнего своего, как самого себя: Он учил любви всеми Своими действиями. Он безбоязненно пришел в Самарию и, вступив в беседу с самарянкой, любовью Своей хочет покорить не только ее сердце: Он уже знает, что соберутся жители Самарии вокруг Него, Он будет беседовать с ними, будет учить их истинам веры и покажет на все времена урок истинной любви, не знающей зла, не носящей в сердце вражды и в каждом человеке видящей своего брата.

В беседе с этой женщиной Господь Спаситель сразу переводит ее мысли от этой воды, которая в колодце Иаковлевом, к воде другой — к воде небесной, и от жажды земной к жажде другой — жажде души человека. И говорит Господь Спаситель: «Всякий, пьющий воду сию, — показывая на колодец, — возжаждет опять». Как мудро Господь Иисус Христос сказал о естественной жажде человеческой! Сегодня ты пьешь, потому что жаждешь; завтра будешь пить опять, потому что опять будешь жаждать. Сегодня ты ешь и насыщаешь себя, завтра ты опять будешь голоден и опять будешь есть. И если это можно сказать о естественных потребностях нашего тела, то же можно сказать о искусственных удовольствиях, какие создает для себя человек, и о страстях человеческих, которым служит человек по немощи своей. Сказано в слове Божнем: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Еккл. 5, 9). Это значит, что кто служит своим страстям, тому трудно остановить себя, если только благодать Божия какими-нибудь путями не положит конца этому плену страстей. Так бывает и со страстями злобы, и блуда, и пьянства, и зависти, и чревоугодия. И чем чаще человек отдается этим страстям, тем больше разжигается в нем эта нечистая жажда. Как зажженная печь, в которую беспрерывно подкладывают дрова, разгорается все больше и больше, так и человек все сильнее разжигается в своих страстях. Спаситель и говорит этой женщине: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Какая это жажда и какая это вода, о которых говорит Господь Иисус Христос с женщиной и о которых Он говорит через нее с каждым из людей, с каждым из нас?

Посмотрите внутрь самого себя. Что живет в мыслях наших? В наших мыслях живёт жажда все понимать, все знать. Знать о том, что ждет человека после смерти и ждет ли его что-нибудь; знать и понимать — есть ли мир другой, кроме того, какой мы видим, мир невидимый, и можем ли мы с невидимым миром входить в общение. Хочет мысль человеческая уяснить, в чем смысл жизни: почему человек живет так мало, так коротка его земная жизнь, а ему хочется многое сделать и не хочется уходить из этой жизни. В наших мыслях много всяких колебаний, сомнений, недоумений, которые хочется уничтожить, разрушить, хочется, чтобы все было ясно, чтобы свет освещал наши мысли.

У науки есть свои пределы: наука занимается только тем, что человек видит, что осязает, что слышит, или о чем может умозаключать, исходя из того, что видит и наблюдает. Но есть другая область, область другого, особого знания — это область веры. Кроме видимого мира, есть мир невидимый, лучи из которого своими отблесками доходят ин до представителей беспристрастной науки. Вера открывает перед нами мир духовный, мир вечный, отвечая запросам нашей мысли. В душе живет жажда света, который освещал бы не только мир видимый, но и невидимый. Это — один из видов жажды человеческого духа.

Посмотрите, мои дорогие, еще что происходит в нашей душе. Она как бы сковывается незримыми, но крепкими цепями. Душе каждого прирождена потребность делать добро, любить, быть чистым, быть кротким, не иметь злобы, гнева; такая потребность живет в каждом сердце. И вот, хочется сделать человеку доброе дело, а что-то его удерживает от этого: то ли жалость лишиться чего-либо из своего имущества, то ли какие-нибудь соображения. И еще примеры этих внутренних оков: хочет сердце простить, а гордость останавливает его; хочет сердце порадоваться радости другого, а зависть не дает сердцу этой радости. И так во многих наших светлых порывах, в наших желаниях сделать добро какая-то сила сдерживает нас. Между тем сердце хочет быть свободным от тех пут, которые стоят на пути жизни сердца. Так в нашей душе есть жажда свободы, свободы духа, которая не препятствовала бы тому, что заложено в природу человека, чего требует сердце.

Взгляните еще в глубину своего сердца. В нем живет желание мира, желание того, чтобы этот внутренний мир не нарушался земными бедствиями. А между тем жизнь несет одну невзгоду за другой, одна скорбь сменяет другую, одна горечь жизни гонит другую. Сколько в сердце живет забот, томления, различных тяжестей от жизненной ноши! Но сердце ищет покоя, счастья. Это еще один вид жажды нашего бессмертного духа — жажда внутреннего мира.

Господь сказал: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». И Он дает нам эту воду Свою. Это — Его святое Евангельское учение, это — Его Божественная благодать, это та незримая Божественная сила Божия, которую Господь подает всем любящим Его, всем входящим в ограду Его св. Церкви Христовой. Его святое учение дает свет мыслям нашим, открывает перед нами завесу мира вечного, небесного, духовного; учит нас тому, что есть Единый истинный Бог, что мы должны любить ближнего своего, как самого себя; учит нас тому, что счастье человека не в том, чтобы быть богатым, или славным, или знаменитым, а в том, чтобы иметь душу чистую, смиренную н напоившую себя добрыми долами. Учение Христово наставляет нас, как надо жить, чтобы войти в мир духовный, небесный по окончании земной Жизни, а благодать Божия, которая подается нам в молитве, покаянии, в причащении, укрепляет нас быть свободными от тех цепей и от тех черных ваших страстей, которые сковывают наше сердце. Эта сила помогает нам делать добро людям, очищать сердце от всяких скверн и отдавать его на служение Господу Богу и ближнему своему.

Эта чудодейственная благодать Христова сообщает нашему сердцу и тот мир, внутренний покой, благодатный мир Божий, которого ждет каждая наша душа. У Господа — источник того мира, который может носить сердце человека среди земных скорбей, бедствий и невзгод.

И какая это сила благодати Христовой! Господь Спаситель щедро расточал ее в дни земной Своей жизни. Господь оставил эту силу в св. мощах угодников Божиих, в св. чудотворных иконах, в святых таинствах Церкви, оставил ее для всех, кто с верой прибегает к Нему, и Он ниспосылает им Свои благословения. Какая это сила! Этой силой слабые духом становятся сильными, грешники становятся праведниками. Этой силой Христовой и женщина самарянка, которая беседовала с Господом Спасителем и уверовала в Него как Сына Божия, стала праведной после развратной жизни, пошла за Господом и во время гонения на христиан, за исповедание веры в Бога, была вместе с другими христианами живой брошена в колодец. Она умерла за Того, Кто научил ее испить этой воды живой, как источника, из которого истекает вода жизни вечной. Эта сила Христова — чудодейственная сила! Нет такого греха, которого она бы не очистила; нет такого падения, из которого она не восставила бы: нет такой немощи, которой она не исцелила бы; нет такой горечи, которой она не усладила бы!

И так понятен урок для всех нас. Хочешь иметь эту воду, которая напояет тебя на бесконечные века, которая соединяет твою душу с Господом, которая укрепляет тебя на всех путях твоей земной жизни, Которая освещает твой жизненный путь, которая услаждает твое сердце радостью п счастьем, иди за Христом, веруй в Христа и он утолит в тебе и жажду света, и жажду свободы, и жажду мира.

Твоя душа, напояемая здесь, в дни земной твоей жизни, этой водой Божией благодати, не будет жаждать вовеки. В бесконечные века будет жить со Христом тот, кто пьет воду слова Божия и питается благодатью Христовой здесь, на земле.

 

Источник "ЖМП" 1957, № 9, с. 20.

 

Наверх