Воcьмой день. Поучение 1-е. Преподобный Григорий Печерский

Воcьмой день. Поучение 1-е. Преподобный Григорий Печерский

(Тяжесть греха воровства).

I. Прославляемый в нынешний день преподобный Григорий печерский, живший в X веке, отличавшийся смирением, послушанием и нестяжательностью, известен также как дивный обличитель и каратель воров. У преподобнаго, отличавшагося нищелюбием, ничего не было кроме книг, по которым он молился и поучал себя и других. Но некоторым злым людям вообразилось, что у монаха, который щедро раздавал милостыню, и у которого есть книги, должны быть и деньги и другое добро, которыми можно воспользоваться. Вот они однажды ночью подошли к его келлии и в скрытом месте стали выжидать, когда преподобный пойдет на утреню, чтобы в это время беспрепятственно воспользоваться его добром. Старец Григорий по ночам обыкновенно почти не спал, а среди келлии совершал свои обычные молитвы. По дару прозорливости, которым его Господь наделил за строгую подвижническую жизнь, преподобный Григорий почувствовал теперь, что возле его келлии собрались воры с намерением его обокрасть. Жаль стало преподобному этих людей, которые творили волю лукаваго, – и бедные не сознавали того, что они делают. Во время молитвы он просил Господа вразумить этих несчастных, – наслать на них глубокий сон. И услышана была молитва преподобнаго: пять дней и ночей спали жалкие тати, пока сам преподобный с некоторыми братьями не разбудил их. «Полно вам стеречь меня напрасно, не удалось вам обокрасть меня; идите уже домой!» говорил ворам преподобный. Но они, несчастные, так отощали от продолжительного сна, что не могли и двигаться. Преподобный накормил их, наставил и отпустил с миром. А когда дошел слух до градоначальника, что такие-то и такие хотели обокрасть преподобнаго, и градоначальник вздумал было взыскивать с них, преподобный Григорий сам поспешил к градоначальнику, подарил ему несколько книг и упросил не наказывать виновных. За тем продал еще несколько своих книг и вырученные деньги роздал бедным, боясь, чтобы ими опять не ввести в искушение, – не довести до воровства. Упомянутые нами тати, вразумленные чудодейственной силой преподобного и его необычайною милостию, пожелали остаток жизни своей провести на послушании в Киево-Печерском монастыре; это они и исполнили.

В его жизни был еще такой случай. Вблизи келлии преподобного росло несколько плодовых деревьев. Некоторым татям вздумалось попользоваться плодами из сада преподобнаго. И вот, влезли они ночью в его садик, нарвали плодов и с своими ношами готовы были уходить. Но что же? Ноши их оказались такими тяжелыми, что они не могли и двинуться с места. Два дня и две ночи они так простояли, никем не замечаемые. Наконец стали кричать: «отче святый, Григорие! пусти нас; мы каемся в своем грехе и больше никогда не будем воровать». Братия, услышавшие это, позвали к ним преподобного Григория. Явившись к ворам, преподобный сказал им, что если они на самом деле не покаются, то до конца жизни будут тут стоять. Взмолились тати к преподобному и стали со слезами умолять его – отпустить их, обещаясь беспрекословно исполнять, что он им прикажет. Преподобный обрек их на трудовую жизнь в Киево-печерской обители. И они окончили жизнь свою на послушании в святой обители.

II. Разсказанные случаи из жизни преподобного Григория подают повод сказать несколько слов о тяжком грехе воровства, которое, к стыду христиан, встречается довольно часто. Но знайте и помните, братие, что за всякое хищение Бог наказывает человека часто еще в здешней жизни.

а) «Чужое добро в прок не пойдет»– эта истина, о которой и сами вы иногда упоминаете, подтверждается многочисленными примерами. Из житий святых известно, напр., что один купец затаил деньги, взятыя им в одолжение у святителя Спиридона тримифунтскаго, и – пришел в нищету: утаенное чужое добро уничтожило его торговлю и, как огонь, съело все имение его. Слуга святителя Ионы, митрополита Московскаго, утаил часть денег, данных ему для раздачи бедным: и за то, по слову святителя, наказан от Господа болезнию и смертию. В пустынной келье преподобного Луки елладского корабельщики тайно похитили раз жерновый камень и не хотели в своей вине сознаться пред преподобным: что же случилось? Когда поплыли они по морю, вдруг тот, кто взял камень, пал мертвым.

б) Но, братие, если в здешней жизни не накажет нас Господь за похищение чужой собственности, то в этом случае особенно страшиться надобно нам, чтобы наказание за это похищение не последовало для нас вечное, после нашей смерти. А оно несомненно последует, если в разных хищениях своих мы не раскаемся и не исправимся. В житиях святых рассказывается, что один инок, по имени Григорий, нашел в гостинице нож стоимостью в 2 златницы, и знал, чей он, но утаил. На пути потерял он пояс свой, – который стоил не две, а четыре златницы, – и мешец свой... Преподобный Василий Новый, явившись ему во сне и показав разбитый горшок, сказал: «кто его украдет, тот потеряет вчетверо или в сей, или в будущей жизни. Если будет богат, то богатство вчетверо у него отнимется; а если беден, то вчетверо мучиться будет». «Воры и хищники царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10), говорит слово Божие.

«Ежели», – говорит святитель Тихон Задонский, – «ежели праведным судом Божиим осуждены будут во тьму кромешнуио все те, которые ближнему своему от своего имения не уделяют: то какой уже страшный суд в день оный постигнет тех беззаконников, которые собственное ближняго своего добро похищают, грабят, отнимают и раззоряют: сами вы, слушатели, разсуждайте» (т. 1, стр. 81).

в) Имея всегда в виду заповедь Божию: не крадь и наказания Божии за нарушение ея, как заботливо старались сохранить эту заповедь люди, всею душею желавшие угождать Богу! Вот что рассказывается, напр., о святом Филагрии. Живя в пустыне иерусалимской, прилежно занимался он работою, и тем снискивал ссбе пропитание. Однажды, когда он стоял при рынке и продавал свое рукоделье, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец нашел его. И как же поступил он с ним? Не так, как поступили бы на его месте многие из нас, а по доброй совести, по-Божески. Нашедши кошелек с деньгами, старец не ушел, а остался на том же месте, говоря: конечно, потерявший воротится. И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца и хотел дать ему что-нибудь из денег, но старец не принял даже и должного и поспешил скрыться (Достопам. сказ. стр. 396–397)... О преподобном Зеноне рассказывается, что он однажды проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысл говорил ему: возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важнаго? Но он отвечал своему помыслу: воры подвергаются наказанию; так испытай себя, можешь ли ты перенесть наказание. Вставши, он пять дней простоял на жару и, изнуренный жаром, сказал сам себе: не могу снести наказания; потом говорит своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ешь (Достопам. ска. стр. 117).

III. Так же заботливо и нам, братие, надо оберегать себя от нечестного присвоения чужой собственности, хотя бы и малоценной. Аминь.

                                                                                                                                                                              14 января 1896 г


Наверх