Во вторник первой седмицы Великого поста за Великим повечерием. О посте
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! Наступил Великий пост, и сразу же перед нами встал вопрос, как проводить его, чтобы получить наибольшую пользу для тела и души, для спасения? Как не потерять, не погубить эти великие и святые дни, эту десятую часть нашего времени, которую Святая Церковь выделила для нашего спасения? Время Великого поста многими из нас воспринимается как время тяжелое, унылое, траурное. Некоторые в глубине души считают, что пост — бремя непонятное, неудобоносимое и ненужное. Время, мол, высоких подвигов уже прошло. Мы живем не в монастыре и не в прежние времена, когда легче было соблюдать посты. В наших же условиях пост не так уж обязателен и возможен. А некоторые говорят: «Не то оскверняет, что входит в уста человека…» Конечно. Только забывают они, что безгрешный и Всесвятой Господь все же постился сорок дней, прежде чем прийти и явиться миру. В силу таких рассуждений пост или совсем не выполняется, или выполняется со всякими оговорками, сетованиями, причитаниями и ограничениями. На душу многих из нас действует первая, четвертая и Страстная седмицы, стыдя, устрашая и увлекая нас своим высоким и спасительным содержанием, и в эти седмицы мы еще берем себя в руки: и постимся, и говеем, и в храм ходим.
В другие же седмицы поста мы с легким сердцем все себе позволяем, не утруждая себя ни молитвой, ни постом. Все это происходит не только потому, что ослаб наш дух и наша вера (и это одна из главных причин), но и потому, что у нас нет правильного понимания поста, что мы руководствуемся своим искаженным, уродливым, обыденным взглядом на пост, а не взглядом церковным.
Мы, поврежденные грехом, врачуемся покаянием, слезами и молитвой, но покаяние без поста недейственно. «Будем поститься, — призывает нас святитель Василий Великий, — чтобы снова войти в рай, спастись… Постом оправдайся перед Богом». В то же время покаяние не может быть без истинной молитвы. Ведь молитва, по словам святых отцов, является главной, «царицей» всех добродетелей. Однако же сила благодатного воздействия молитвы на душу нашу только тогда велика, когда она соединяется с благоразумным постом и воздержанием, ибо пост для молитвы то же, что крылья для птицы. «Пост, — учит святитель Василий Великий, — препосылает молитву на небо…» Таким образом, пост, покаяние и молитва неразрывно связаны между собой. И без поста не может быть истинного покаяния и спасительной молитвы, а без покаяния и молитвы спастись невозможно.
Грех, исходя из сердца человека, действует в его теле и, между прочим, проявляется в чувственных похотях. Эти похоти расслабляют душу христианина и как бы стремятся руководить его жизнедеятельностью. Диавол старается, главным образом, через тело отвратить человека от пути спасения. Если человек не борется с похотями своего тела и не старается превозмочь его тяготу, то в конце концов окажется бессильным в борьбе духовной. Все начинания христианина будут бесплодны. В нем погаснет искра святого воодушевления, и Дух Святой не найдет места для Своего действования. Святитель Василий Великий, изображая зловредность этого влияния плоти, говорит: «Из грубой пищи [мясной, рыбной] наподобие густого облака выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осиявающим ум». Каждому христианину необходимо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в постоянном послушании духу, а в этом ему и поможет пост и воздержание, ибо они удручают плоть и ободряют дух.
Пост установлен Самим Господом Богом еще на заре человечества. Еще в раю Господь заповедал первым людям не вкушать от древа познания добра и зла. Вот эта заповедь и есть узаконение поста и воздержания. Через невоздержание первых людей произошла смерть человека, тогда плоть возобладала над духом, и человек был изгнан из рая; вернуть утраченную силу духа и снова возвести плоть в рай без поста немыслимо.
Разъясняя, что нарушение поста послужило первому человеку в осуждение, святитель Василий Великий затем говорит, как пост послужил людям в оправдание. Все святые соблюдали пост… Постились и ветхозаветные праведники, постился великий угодник Божий Моисей, и удостоился беседовать с Богом на горе Синай, и получил от Бога заповеди закона Божия. Постился и великий пророк Божий Илия и удостоился не только видеть Бога, насколько возможно видеть Его человеку, но и живым был взят на небо. Постились святые апостолы, о которых говорится, что, когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их; рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу. Строго соблюдали посты все святые и подвижники новозаветной Церкви.
Святитель Григорий Назианзин пишет о святом апостоле Петре, а Климент Александрийский — о святом евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. Преподобные Симеон Столпник, Герасим и Феодор Сикеот всю четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя причащением святых тайн. Итак, «приведи на память всех святых, — говорит святитель Василий Великий, — бывших от начала века… и подражай их образу жизни, если домогаешься части с ними. Что упокоило Лазаря в недрах Авраама? Не пост ли? А жизнь Иоанна Крестителя была единый пост. А святого апостола Павла… пост возвел до третьего неба». А что необходимо воздержание, ясно видно из того, что святой апостол Павел причисляет его к плодам духовным. Таким образом, «все святые имеют свидетельство о своем воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей обязывает нас к нему».
Но важнее всего из сказанного, дорогие братия и сестры, что Сам Господь наш Иисус Христос сорокадневным постом укрепил воспринятую Им за нас плоть, будучи во плоти, принял на Себя искушение диавола и тем самым освятил пост Своим примером и нас наставляет постом и молитвой приучать себя к подвигам и побеждать диавольские искушения.
«Как началом всему худому служит упокоение чрева и расслабление себя сном, возжигающее блудную похоть, так святой путь Божий и основание всех добродетелей — пост, бдение, бодрствование в службе Божией, в распинании тела целый день и ночь, в противность сладости сна. Пост — ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержания, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума… предшественник всех добрых дел… Тело постящееся не терпит того, чтобы целую ночь проспать на постели своей…»
Христианский пост — неотъемлемая сторона христианской жизни. Он имеет значение самого необходимого и могущественного средства в деятельной благочестивой жизни христианской семьи и общества.
«Пост, — учит святитель Василий Великий, — охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца… Пост — самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства». Вот почему, заключает святой отец, если бы все соблюдали истинный пост, то ничто не препятствовало бы тогда быть глубокому миру во всем мире.
Однако сам пост еще не может привести человека к душевному миру и спасению, если не будет сообразен с той целью, ради которой к нему прибегают. Подвиг поста совершается с целью ослабления греховных движений плоти и укрепления душевных сил. Но нет и не будет пользы от поста, который совершается с фарисейским лицемерием и не простирается дальше перемены пищи и пития. А поэтому неправильно, если бы смысл поста мы бы ограничивали только воздержанием от пищи, только телесным постом, и оставляли при этом без внимания пост духовный; ведь «истиный пост есть устранение от злых дел». Человека оправдывает не пост сам по себе, но та перемена, которая во время поста происходит в человеке. Пост телесный не может быть самоцелью — это только средство в борьбе с грехом. Главное — то молитвенное, покаянное, смиренное состояние души, какое приобретает и имеет христианин во время поста. У нас с вами, дорогие братия и сестры, преобладает тот взгляд, что пост предъявляет больше требований к телу, чем к душе, и на телесный пост мы обращаем больше внимания, чем на духовный. А между тем, телесный пост — это только средство к посту духовному. И только духовный пост является средством к «стяжанию благодати Святого Духа», — как говорит преподобный Серафим Саровский, а тем самым и спасения. Поэтому весьма необходимо телесное воздержание (в пище, питии и другом) соединять с воздержанием духовным. Воздержанием должно искоренять все страсти, порождаемые сластолюбием, как-то: гордость, превозношение, гнев, раздражительность, зависть, недоброжелательность, властолюбие, честолюбие, тщеславие, стяжательность. Только истинный духовный пост является началом покаяния и сильным средством в борьбе с грехом.
Ибо «если ты, человек, — учит преподобный Ефрем Сирин, — не прощаешь согрешившему против тебя, то не утруждай себя постом… Кто ненавидит брата своего, тот перед Богом то же, что предающийся объедению… Кто постится, и гневается, и таит в сердце своем вражду, тот ненавидит Бога и спасение далеко от него». «Ибо какая польза, если воздерживаешься от яств, а пожираешь глазами похоть любодеяния или ушами охотно выслушиваешь суетные, диавольские речи? — спрашивает святитель Василий Великий. — Нет пользы воздерживаться от снедей, но не воздерживаться от кичения, высокоумия, суетной славы и всякой страсти. Или что пользы наблюдать воздержание в снедях и не воздерживаться от лукавых и суетных помыслов?» Нет никакой пользы от поста телесного, «когда душа наполнена тысячами зол». Святитель Тихон Задонский в своем «Сокровище духовном» также говорит, «что истинный и прямой пост есть воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то постись телесно, постись и душевно». А наш блаженный старец, преподобный Серафим Саровский, говорит, что «пост — в том, чтобы не есть много… Не следует разбирать между снедями вкусными и невкусными, что свойственно животным… Мы отказываемся от приятной пищи, чтобы усмирить плоть и дать свободу духу. Истинный пост состоит в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему… Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели. Иначе может быть и то, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно в четыре поста, пищу, по примеру отцов, употреблять один раз в день, — и ангел Господень прилепится к тебе».
Благоразумное прохождение подвига поста делает человека даже с внешней стороны близким к ангелам по образу и святым по жизни. «У постящегося, — говорит святитель Василий Великий, — и цвет лица почтенный, он не переходит в бесстыдную багровость, но украшен целомудренной бледностью; взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, не обезображиваемое неумеренным смехом; у него мерность в речи, чистота в сердце».
Дорогие братия и сестры, если мы всей душой и сердцем воспримем мудрые и спасительные наставления о посте Святой Православной Церкви и святых отцов ее и будем послушны им, то уподобимся «мудрым девам», своевременно заготовившим елей (то есть добрые дела) в сосудах своих для достойной встречи грядущего Жениха — Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.