Во 2-ю Неделю Великого поста. Воскресенье. В Москве, на Пятницкой, в храме Параскевы Пятницы

Во 2-ю Неделю Великого поста. Воскресенье. В Москве, на Пятницкой, в храме Параскевы Пятницы

Вы слушали сейчас страшную повесть о страданиях нашего Господа Иисуса Христа, слышали ее и ранее несколько раз, но думаю, и всегда, и во всякое время, а особенно постом следует нам все глубже и глубже углубляться в духовный смысл этих страданий Богочеловека: и как бы мы не углублялись и сколько бы мы не старались проникнуть в значение их, тем не менее там останется много тайн духовной мудрости. Не мудрое, а простое слово услышите вы от меня, но слово, исходящее от сердца, и верю, которое найдет отзвук и в вашем сердце, ибо думаю, как я, так и вы думаете. Прежде всего взойдем на страшную Голгофу, чтобы увидеть страдания Многострадальца... Видим крест с пригвожденным на нем Страдальцем. Видя крест, из глубины души готовы взывать: «Боже мой, зачем Твоя смерть? Понятна смерть злодея... Ты страдаешь, Ты осужден на смерть... Но Ты – Чистейший... Зачем Твоя смерть? Ты – Творец вселенной! Ты мог бы одним словом послать тысячи Ангелов избавить Тебя... Ты погибаешь в руках разъяренной толпы... Боже мой, Боже мой, зачем Твоя смерть?».

А вот зачем: как драгоценный бриллиант, как яркая звездочка на темном небе, сияет ответ на кресте на этот вопрос. Зачем? Затем... и этот ответ в одном слове, и это слово самое великое на свете, выше которого нет ни на земле, ни на Небе, и это слово – «любовь». Ибо так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, и Сам Он сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). И вот нам первое назидание с креста: Господи, Распятый ради нас, грешных, дай нам хотя бы в малой степени, нам, сухим, черствым сердцем, обладать Твоей любовью, не разбирая, кто друг, кто враг, всякому стараться помочь, утешить, облегчить... – потому-то по этой заповеди и узнают, что мы ученики Христовы.

Затем, по правую сторону Божественного Страдальца, видим крест злодея и удивляемся: в самом деле, как это он, злодей, – и первый вошел в рай... за что? За свое покаяние... Слышали мы сейчас, как он взывал к Распятому на кресте: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царство Твое», – и услышал ответ: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:42–43). Часто и мы легкомысленно откладываем свое покаяние со дня на день, и вот достаточно здесь нескольких минут, чтобы оказаться в раю. Истинное покаяние не так легко, как нам представляется. Вы подумайте, каково было терпение и каково было покаяние разбойника, – и вы поймете и убедитесь, за что он вошел в рай. В самом деле, когда он уверовал? Когда все, вспомните, от Спасителя отшатнулись, даже друзья Его, ученики оставили Его... Где были ученики? Где были облагодетельствованные Им? Все бежали, и он, один, прославил Христа.

Легко было бы поверить, если бы Он был на Фаворе, когда Он явил свое Преображение перед учениками; легко было поверить и апостолу Фоме, когда, после Воскресения, он ощупал раны Господа, но уверовать в Него, когда Он был поруган, окровавлен, пригвожден ко кресту, когда как бы само Небо закрылось и на Его слова: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46), – не было ответа... Да, в такое время много было веры у него, чтобы исповедовать Христа, а затем он уверовал в Него, и он мог бы просить облегчить ему страдания или чтобы Он освободил его и даровал ему жизнь... Но нет, он этого не просит; он обращает свои отуманенные очи и об одном просит и взывает: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царство Твое».

О Милосердый Господи, в наше маловерное время, когда со всех сторон стараются поколебать нашу веру, издеваются над Божественным Страдальцем, о, дай нам покаяние разбойника, дай нам веру, чтобы остаться верными рабами; когда мы будем на смертном одре, когда все земное нас оставит, дай нам слабым, коснеющим языком воззвать к Тебе: «Господи, Иисусе, Сыне Божий, помяни меня, когда приидешь в Царство Твое». И много еще можно было бы сделать уроков назидания из этого евангельского повествования. Общий смысл – смерть, и символ смерти – крест. В самом деле – крест на всем: крест на вашей груди, крест на кровле храма, крест на кладбище; все свидетельствует о том, что христианин должен взирать на крест, как на символ жизни; умереть для греха и жить для правды, – в этом заключается и смысл нашей жизни. В Таинстве Крещения мы омылись от греха, в Таинстве Причащения мы получаем благодатную жизнь со Христом, Голгофа вожделенна, как рай! Она светла, как символ победы над грехами и страстями! Будем это твердо помнить; будем плакать, молиться; умерщвлять все греховное, дабы воскреснуть для вечной жизни. Итак, воззовем: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, так и мене древом крестным просвети и спаси мя».

Наверх