Внутреннее единство содержания Послания
Предложенный анализ 1Кор. ясно показывает его необычайное внутреннее единство и большую стройность его плана. Послание, начинаясь словом о Кресте (1Кор.1), кончается, в своей основной части, свидетельством о Воскресении (1Кор.15). Это как бы две вехи, определяющие построение Послания. Тема Послания есть единство Церкви. Речь идёт о Коринфской поместной Церкви, не о Церкви Вселенской, – но и поместная Церковь есть некий микрокосм, и то, что имеет силу для Церкви поместной, сохраняет её и для Церкви Вселенской. Единство Церкви покоится на основании нравственном и на основании мистическом. Нравственному основанию посвящены – преимущественно, хотя и не исключительно – главы 5–10. Оно особенно ясно в решении вопроса об идоложертвенном в духе братской любви. В 1Кор.11–14 апостол выдвигает – опять-таки, преимущественно, а не исключительно – начало единства мистическое. Такова евхаристическая трапеза (1Кор.11), таков единый Дух Святой, являющий Себя в многообразии даров духовных (1Кор.12). Но как в первой части апостол помнит и о мистической опасности идоложертвенного (1Кор.10:14–22), так и во второй части он ценит дары духовные в зависимости от того назидания, которое они приносят Церкви (1Кор.14). Назидание Церкви как критерий оценки есть критерий не мистический, а нравственный. Цель христианского делания есть жизнь будущего века, и 1Кор.15, с её учением о воскресении, естественно заключает основную часть Послания. Совершенно ясно, что, считаясь с местными нуждами Коринфской Церкви, ап. Павел дает в 1Кор.1–15 учение, имеющее общецерковное значение. Но в 1Кор.16, какой бы практический и личный характер она ни имела, Павел выходит из тесных границ Коринфской Церкви. Думая о сборе в пользу Иерусалимской матери-Церкви, апостол вводит коринфян в единство христианского мира, он говорит им о своих планах, имеющих значение для всей Церкви, и посылает им приветы от других Церквей.