Проповеди на праздники:


Внимайте себе и всему стаду. Слово к депутатам от духовенства общеепархиального съезда по окончании занятий, 1911 г.

Отцы депутаты!

Ваши занятия окончились, Богу содействующу; вы возвращаетесь восвояси. Несите уполномочившим вас слово любви от нас и привет благожелания. Хотелось бы сказать вам, пастыри, соработники наши на ниве Христовой, слово напутствия, но вы, поспешающие в путь, способны ли теперь выслушать с должным вниманием, чтобы сохранить в памяти это слово и принять его к исполнению? Предметов для беседы с вами накопилось немало, но я опасаюсь теперь говорить обо всем, чтобы не утомить ваше внимание. Скажу о главнейшем.

Прежде всего напомню вам апостольское наставление Ефесским пресвитерам: внимайте себе и всему стаду (Деян.20:28).

Внимайте себе. Если когда нужно нам это внимание к себе, то в настоящее время по преимуществу. Внимайте, чтобы не подавать соблазна ни своим преданным чадам Церкви, ни чужим лжебратьям, ни иноверным. Не подавайте соблазна своим поведением ни в своем дому, ни среди вашей паствы, ни среди чужого, незнакомого общества. О, как тяжело сынам Церкви слышать или читать рассказ – правдивый ли то, или преувеличенный, или совсем ложный, – рассказ о том, как неблагопристойно вел себя «батюшка» на пароходе, или в собрании, или даже во время исполнения своих обязанностей! Здесь соблазн очевидный; грех тяжкий – такой, за который Божественным Пастыреначальником изречено: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7). Итак, внимайте себе. Внимайте, какая атмосфера окружает вас; внимайте, чем вы питаете свои мысли, свои чувства, свои расположения; внимайте, что вы читаете, если только что-либо читаете.

Внимайте и стаду, в котором поставил вас Дух Святой. Берегите стадо Христово, вам вверенное. Стойте на страже дома Божия. Знаете, как стражи охраняют вверенный им дом? Оружие у них постоянно в руках. Они не дремлют и не спят, постоянно осматривая, не подходит ли враг – вор или разбойник, чтобы украсть, ограбить хранимое. Если когда нужно охранять стадо Христово от волков, то наипаче теперь. Сами знаете, как много развелось теперь этих зверей, не щадящих стада. Если когда они опасны, то теперь по преимуществу, потому что двери двора овчаго теперь открыты: сюда могут проникнуть эти волки, уже не перелезая через ограду, а прямо входя чрез ворота, для них отворенные, и овцы так же свободно могут выходить из ограды чрез те же двери, ибо теперь время свободы, для многих гибельной. Нужно ли вам разъяснять, кто эти волки и что такое эти отверстые врата? Нужно ли говорить об этих лжеучителях – сектантских, раскольнических, этих проповедниках безбожия, безверия, об этих сеятелях мятежей, бунтов, которыми наполнилась наша страна, которые вскружили наш православный русский народ? На наше стадо пускается травля со всех сторон – и эти представители левой печати, прикрывающиеся иногда именем правой, и эти учители баптизма, штундизма и толстовщины, и эти лукавые лисицы в одежде масонства, и эти школьные учителя, нередко враги Церкви и государства, и эти развратители юношества; даже и эти, из нашего чина, сидящие там, в доме народного представительства, среди левых партий, – все они не с нами, а против нас, не со Христом, а против Христа, не за Церковь, а против Церкви. Все они видят в нас врагов, препятствующих им развращать народ, развращать Церковь, колебать основы государственной жизни. Сколько опасностей окружает нас – можно ли нам дремать? Можно ли входить между собой в препирательства?

Я не сказал еще об одном опаснейшем враге нашего народа, о враге, который отнимает у христиан душевное спасение, расстраивает семейный мир, вредит строю государственной жизни, который доводит народ до нищенства: имя этому врагу – народное пьянство. Гибнет православный русский народ от этого порока, гибнет он душой и телом. Это – враг опаснейший. Враги Церкви и отечества дорожат союзом с ним: чем более он будет усиливаться, чем больше будет спиваться русский народ, а спиваясь, и развращаться, тем легче врагам сокрушить мощь государства и ослабить силу Церкви. Вот на борьбу с этим врагом и призывают нас и Церковь, и государство. Дружно пойдем, возлюбленные, на борьбу с этим последним врагом, облечемся во всеоружие для борьбы с ним. Будем бороться с ним прежде всего собственным примером трезвой жизни, будем открывать Общества трезвости, будем бороться с пьянством чрез школу, оберегая молодое поколение; будем бороться с ним открытием повсюду внебогослужебных чтений о вреде пьянства, будем проповедовать об этом гибельном пороке и в храмах, и в домах, и на площадях, будем бороться с пьянством распространением книжек и листков о вреде пьянства. Пусть каждый пастырь ведет борьбу с ним теми способами, какие наилучшие у него под руками. Пускайте в ход все оружия против пьянства.

Итак, возлюбленные, внимайте себе и всему стаду, внимайте и каждой овце. Заблудшую отыщите, упавшую подымите, захромавшую перевяжите, зараженную отделите, но не оставляйте ее, а наипаче прилежите об уврачевании ее.

Благодать Господа да поспешествует нам во всем!

Проповеди на праздники:

Наверх