Внешние свидетельства о связи Мф. с иудейской средой
На всём Мф. лежит печать иудейского духа. Эта связь с иудейством во–первых, внешняя. Евангелисту было известно, что земля горшечника, купленная на деньги, брошенные Иудой, называется «землею крови до сего дня» (Мф.27:8). То же отмечается и о молве, пущенной членами Синедриона о похищении Тела Христова: «и пронеслось слово сие между Иудеями, до сего дня» (Мф.28:15). «Сей день» есть день евангелиста, день составления Мф. Указания Мф.27:8 и Мф.28:15 говорят о том, что, составляя Евангелие, он поддерживал связь с иудейской средой. В иных случаях он прибегает к мнемоническим приемам, опять–таки употребительным в иудейской среде. Сюда относится группировка поучений Христовых по числовому принципу. Не повторяя преувеличений, допущенных некоторыми современными исследователями, видевшими приложение этого принципа там, где о нём евангелист, может быть, и не думал, – нельзя не отметить, напр., явный трёхчлен в учении о милостыне, молитве и посте, как оно дано в Мф.6:1–18. В Мф.1:17 подчеркнуто, что родословие Иисуса Христа распадается на три части, каждая по четырнадцати родов. Это ударение тем более заметно, что в рукописях греческого текста Мф. имя Иоакима в Мф.1:11 отсутствует, и уже древние толкователи отметили, что в третьей части родословия – не четырнадцать родов, а тринадцать. Число «четырнадцать» должно быть понимаемо или как гематрия, т.е. сумма числовых значении тех букв, которыми по-еврейски пишется имя «Давид», или как встречающееся и в раввинистической письменности сравнение роста и упадка иудейского национального Царства с возрастанием и убыванием луны. Как известно, от новолуния до полнолуния проходит около четырнадцати дней, и столько же – от полнолуния до новолуния. И в том и в другом случае объяснение «четырнадцати» лежало бы в иудейской культуре евангелиста. В этой же связи надо отметить чрезвычайно многочисленные цитаты из Ветхого Завета, которые наблюдаются на протяжении всего Евангелия, но особенно в его первых главах. Кроме того, как в своё время отмечалось (ср. наст. изд., Часть I, II. Общественное служение Христово, 1. Галилейский период евангельской истории, Благовестие, прим. 40 и 41), Царство Божие именуется в Мф. его синонимом Царство Небесное», который отражает неизреченность священной тетраграммы, имени собственного Бога Израилева. Эта особенность тоже говорит о той иудейской среде, к которой относится возникновение Мф.