Внешнее Богопочтение. Храм (Слово при обновлении храма в Троицком подворье в Петрограде, 12 октября 1908 года.)
Раз, – повествует святая Библия, – было с древним патриархом Иаковом великое искушение и приключилась великая печаль: стар стал отец его Исаак, а сын его, грубый и жестокий Исав, не только стал гнать родного брата Иакова за то, что на нём почило Божие благословение первенства в роде, но и грозил ему убийством. Грубо понимал Исав такое первенство: он высчитывал, как получить наследство отца – скот и богатство. Как сын веры, приял Иаков благословение первенства; не богатство он видел в нём, а обетование сохранения истинной веры, непрестанных богооткровений и рождение из его потомства Спасителя мира. Мера злобы Исава дошла до того, что он, наконец, поклялся – во что бы то ни стало убить своего брата Иакова. Узнала о том мать их Ревекка и решила тайно услать Иакова в далёкую сторону, в Месопотамию, к своим родным. Не жаль было Иакову оставлять приволье жизни и достаток, но жаль было покидать родину, престарелого отца и мать и идти на неизвестное будущее. И вот, пошёл он в дальний путь. Идёт он, и несказанная печаль охватила его душу. Он – гонимый, одинокий странник; в руках у него только палка и сумка. Он – нищий, он – бездомный. Позади остался родимый дом, умирающие родители, злобный брат. Вокруг него – дикая пустыня! Здесь могут догнать его убийцы, посланные братом; здесь может растерзать его дикий зверь; здесь кочевники пустыни могут взять его в плен, обратить в раба, лишить жизни. А впереди что? Идёт он в чужую сторону, к неизвестным людям. Как его встретят и примут? Нужен ли им он, бездомный и нищий? Каково ему будет там жить, из милости, как чужому, и что придётся делать?
В глухой пустыне, среди тяжёлых дум, среди окружающих опасностей захватила Иакова ночь. Лег он, одинокий, гонимый, покинутый, лёг он на голую землю, положил камень под голову... Он один во всём мире. Есть ли где у него помощник и хранитель? Не весь ли мир теперь для него – пустыня?
И видит он чудный сон. Стоит лестница на земле, а верх её касается неба; вверху утверждается на ней Бог, ангелы нисходят на землю. И говорит Господь этому бездомному, и нищему, и одинокому Иакову: «Я твой Бог, не бойся! Землю, на которой ты теперь лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и распространится оно до моря, и к востоку, и северу, и югу. И будет твоё потомство, как песок земной, и будут благословляться чрез тебя и чрез семя твоё все племена земные», – т.е. придёт из рода твоего Спаситель мира. «И вот, Я с тобой; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь, и возвращу тебя в землю эту» (Быт. 28).
Встал Иаков от сна своего. Нет, не пусто между небом и землёй! Нет, не покинут в мире верующий человек! Нет, никогда он не будет одиноким! Не оставит его Бог. Не заснёт и не задремлет его Небесный Хранитель!
И полный благоговения и благодарности, сказал Иаков: «Страшно место сие, это дом Божий; это врата небесные!» И взял Иаков камень, на котором покоилась во сне голова его, и обратил его в жертвенник Богу, и вылил на него в жертву Богу елей, тот последний елей, что он взял себе на дорогу для подкрепления; и назвал он это место Вефиль, т.е. «дом Божий». Сюда не раз потом стремился он помыслами; сюда приходил он потом со своими молитвами, – и в годы, когда возвеличил его Господь, когда возвратился он назад, по обетованию Божию, с богатствами и стадами, когда миновала опасность от брата, он здесь обращался к Богу, его хранившему в дни скорби и одиночества.
Вот, братие, этот-то простой «дом Божий» в пустыне, воздвигнутый Иаковом, и есть один из первых храмов на земле. И если вы веруете в Бога; если и вы знаете, что не пусто между небом и землёй; если вы уповаете на Бога-Хранителя; если вы сознаёте, что все мы и каждый в отдельности не одиноки в мире, – то как же вы будете обходить без внимания наши «вефили», эти дома Божии, храмы святые, где особливо и преимущественно проявляется Божие присутствие, где в союзе братства и единения сходятся дети Церкви Божьей, и всей семьёй с нею, Церковью Божией, своей Матерью, входят в общение молитвы и единения с Отцом своим небесным?!
И чем лучше здесь в храме, чем больше здесь напоминаний священных и назиданий в этих изображениях, что вы теперь видите пред собой, чем благолепнее этот жертвенник святой, чем богаче на него возлияние духовного елея, – тем легче и шире открывается наша душа пред вечным нашим Отцом и хранителем Богом.
Оттого понятна наша нынешняя радость и наше торжество обновления храма. Благодарение Господу, что Он создал и украсил нам этот дом Божий; благодарение и добрым людям, чрез которых явилась нам благодать Божия.
Спасибо сердечное возглашаем мы и от имени владыки-митрополита, и от монашествующей братии святого храма сего, и от всех богомольцев этого храма благочестивому жертвователю Ивану Васильевичу Травину. Да воздаст ему Господь обителью в храме небесном и вечном, уготованном для любящих Его!
Усугубим здесь наши молитвы, принесём сюда наши скорби и радости, и в храме сем рукотворном, временном и неодушевлённом, и сами будем возрастать в Божие жилище, в храм Богу духовный, живой, нерукотворный, вечный! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).